Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Биктимировой К.Ф. - Фаттаховой Ф.Ф. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 ноября 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Фаттаховой Ф.Ф. в интересах Биктимировой К.Ф. к Государственному учреждению - Региональному отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об обязании обеспечить инвалида средствами реабилитации оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца Биктимировой К.Ф. - Фаттаховой Ф.Ф., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Фаттахова Ф.Ф. обратилась в суд с иском в интересах Биктимировой К.Ф. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (далее по тексту - Учреждение) об обеспечении техническими средствами реабилитации.
В обоснование требований истец указала, что Биктимирова К.Ф. является инвалидом I группы бессрочно, что подтверждается актом освидетельствования в учреждении Государственной службы медико-социальной экспертизы N ... от 6 сентября 2005 года (справка серии МСЭ-2004 N 5249405).
В соответствии с программой реабилитации инвалида Биктимирова К.Ф. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации: в подгузниках (памперсах) в количестве 60 шт. в месяц, впитывающих простынях в количестве 30 шт. в месяц.
Обращение Биктимировой К.Ф. за получением технических средств медицинской реабилитации, прописанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида, оставлено без удовлетворения.
Истец считает, что Учреждение не исполняет возложенные на него законом обязанности по своевременному обеспечению техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации Биктимировой К.Ф., чем нарушает право инвалида на своевременное получение технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
В силу изложенного, представитель истца просил обязать ответчика предоставить инвалиду Биктимировой К.Ф. технические средства реабилитации - подгузники и впитывающие простыни.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца Биктимировой К.Ф. - Фаттахова Ф.Ф. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции. Указывает, что ответчик не предоставил истцу подгузники. Считает необоснованным отказ в предоставлении технических средств реабилитации на основании того, что внеочередной порядок обеспечения техническими средствами повлечет нарушение прав других инвалидов.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).
Из материалов дела видно, что Биктимирова К.Ф. является инвалидом первой группы, инвалидность установлена бессрочно.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрены технические средства медицинской реабилитации в виде памперсов по 60 штук в месяц и абсорбирующего белья 30 штук в месяц.
Истец обратилась в Учреждение в целях обеспечения в предоставлении технических средств реабилитации: памперсов по 2 упаковке в месяц, то есть 60 штук в месяц, а также абсорбирующего белья по 6 упаковок в месяц, то есть 30 штук в месяц.
Биктимирова К.Ф. была обеспечена подгузниками для взрослых размер "М" впитываемостью не менее 3600 мл в количестве 109 штук, впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл) в количестве 109 штук за период с 14 марта по 30 июня 2016 года.
Однако из искового заявления следует, что за период с 1 июля по 30 сентября 2016 года она не была обеспечена подгузниками для взрослых размер "М" (объем талии не менее 70-110см) впитываемостью не менее 3600 мл, впитывающими простынями (пеленками) размером не менее 60*90 см (впитываемостью от 1200 до 1900 мл).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из отсутствия нарушений требований законодательства со стороны ответчика.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истца являются несостоятельными в силу следующего.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
В абзаце 2 пункта 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца 1 пункта 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 указанного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
Поскольку Биктимирова К.Ф. за период с 1 июля по 30 сентября 2016 года она не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными ее индивидуальной программой реабилитации, ее право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н.
Судебная коллегия в силу положений части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ не находит правовых основания для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца техническими средствами реабилитации в натуре за 2016 год.
Выводы суда первой инстанции о том, что Биктимирова К.Ф. за период с 01 июля по 30 сентября 2016 года была обеспечена подгузниками для взрослых, впитывающими простынями (пеленками) материалами дела не подтверждается, однако данное обстоятельство не повлекло неправильного разрешение спора.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в принятом решении. Они сводятся к переоценке доказательств, имеющихся в материалах дела, оценка которых произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями процессуального законодательства, при этом оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает. Доводов, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, влекущих отмену обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
При изложенных обстоятельствах, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 23 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Биктимировой К.Ф. - Фаттаховой Ф.Ф. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.