Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой З.И.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционным жалобам
Боченкова В.Н., Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, государственного казённого учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 25 ноября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Боченкова В.Н. удовлетворить частично.
Обязать государственное казённое учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" предоставить
Боченкову В.Н. с 01 апреля 2016 года субсидию-льготу по отоплению посредством газового оборудования в пределах нормативов потреблению коммунальных услуг.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения Боченкова В.Н., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, представителя ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" - Ячменевой Ю.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы ответчика, представителя Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - Валеева Р.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы третьего лица, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Боченков В.Н. обратился к государственному казённому учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" (далее по тексту - ГКУ "РЦМП") в лице отделения N 21 Республиканского центра материальной помощи Зеленодольского муниципального района (далее по тексту - Отделение N 21 РЦМП), Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - Исполком ЗМР РТ) с иском о возложении обязанности предоставить субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг в размере 100% расходов на оплату жилья, освещения и отопления посредством газового оборудования, вывоз ТБО, начиная с апреля 2016года, на всех членов семьи.
В обоснование требований указано, что в период с 15 сентября 1992 года по 03 ноября 2006 года Боченков В.Н. работал "данные изъяты" в
"данные изъяты". С ноября 2006 года истец находится на пенсии в связи с педагогической деятельностью. С 1979 года по настоящее время истец со своей семьей проживает в жилом доме по адресу: "адрес". Боченков В.Н. указывает, что в связи с осуществлением педагогической деятельности он имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных частью 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании".
В марте 2016 года Боченков В.Н. обратился к ответчику с заявлением о компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
В период с апреля 2016 года по июнь 2016 года истцу перечислена субсидия на сумму 269,64 рублей. В связи с малой суммой денежной компенсации истец обратился к ответчику за разъяснениями. Решением отделения N 21 РЦМП
N ... от 24 июня 2016 года Боченкову В.Н. отказано в предоставлении компенсации расходов на отопление жилого помещения в связи с тем, что жилой дом истца отапливается посредством индивидуального газового оборудования.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 192 от 20 апреля 2005 года меры социальной поддержки педагогическим работникам государственных учреждений образования, работающим и проживающим в сельской местности на оплату газоснабжения не предусмотрено. Также денежная компенсация на оплату услуг электроснабжение и вывоз ТБО была предоставлена только на истца, без учета членов его семьи. Расходы на освещение в месяц составляют около 800 рублей, вывоз ТБО - 151 рубль. Кроме того, начисление субсидии произведено с мая 2016 года, а не с марта 2016 года как обратился истец к ответчику. Истец не согласен с указанным решением.
В суде первой инстанции Боченков В.Н. иск поддержал.
Представитель ответчика ГКУ "РЦМП" в лице отделения N 21 РЦМП иск не признал.
Представитель ответчика Исполкома ЗМР РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее по тексту - МТЗ и СЗ РТ) в судебное заседание не явился, представлен отзыв, в котором исковые требования не поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствии.
Судом принято решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе Боченков В.Н. просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении иска и принятии нового решения об удовлетворении иска в полном объёме. Ссылается на доводы аналогичные тем, что изложены в исковом заявлении. Также указывает на наличие права на предоставление компенсации в полном объеме расходов на оплату жилья, отопления и освещения в пределах социальной нормы, в том числе отопления жилого помещения от газовых приборов, начиная с момента обращения к ответчику.
В апелляционной жалобе ГКУ "РЦМП" просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска Боченкова В.Н. В жалобе указывается, что отопление жилого помещения посредством индивидуального газового оборудования осуществляется за счет предоставления коммунальной услуги "газоснабжение", при этом меры социальной поддержки педагогическим работникам на оплату данной услуги постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 не предусмотрено. Отмечается, что Боченкову В.Н. предоставляются услуги "электроснабжение" и "газоснабжение", а услуга "отопление" отсутствует, в связи с чем субсидия-льгота на "отопление" не может быть назначена.
В апелляционной жалобе МТЗ и СЗ РТ просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска Боченкова В.Н. В жалобе указывается, что предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг отопления, осуществляемого путём газоснабжения и индивидуального газового оборудования, противоречит положениям постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года
N 354.
Представитель Исполкома ЗМР РТ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, надлежащим образом извещен. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 8 стати 47 Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что до принятия закона Республики Татарстан, регламентирующего предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам государственных учреждений Республики Татарстан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), предоставляются субсидии, в том числе педагогическим работникам, состоящим в штате по основному месту работы в государственных образовательных организациях Республики Татарстан, проживающим и работающим по трудовому договору в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), если их среднемесячный доход не превышает 20 тыс. рублей, - в размере 100 процентов расходов на оплату жилья, отопления, освещения в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан, и нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 3, 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённого постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2005 года N 251, определение размера субсидии-льготы осуществляется согласно Положению о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан, утвержденному Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года N 126 "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан".
Решения о предоставлении субсидии-льготы принимаются отделениями Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат).
В силу пункта 3 вышеуказанного Положения о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан при определении размеров субсидий-льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за социальные нормы площади жилья принимаются размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Постановлением Исполкома ЗМР РТ N 1310 от 29 декабря 2006 года утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (поселках городского типа) Зеленодольского муниципального района, по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 указанного Порядка субсидии-льготы предоставляются педагогическим работникам и работникам культуры, а также вышедшим на пенсию работникам, если они проработали в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, расположенных в сельской местности, не менее 10 лет.
Из материалов дела следует, что Боченков В.Н. с 1975 по 1979 год обучался в "данные изъяты". С 1979 года как "данные изъяты" направлен в "данные изъяты", где принят "данные изъяты".
В период с 15 сентября 1992 года по 03 ноября 2006 года Боченков В.Н. работал "данные изъяты" в "данные изъяты", о чем имеются записи в трудовой книжке Боченкова В.Н. (л.д.10-12).
С 11 августа 2005 года Боченкову В.Н. назначена трудовая пенсия по старости.
Судом установлено, что с 1979 года по настоящее время истец со своей семьей: женой ФИО1, детьми ФИО2, ФИО3 проживает в жилом помещении по адресу: "адрес".
Согласно справке "данные изъяты" от 20 апреля 2016 года N ... Боченков В.Н. имеет право на получение субсидии-льгот в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192.
01 апреля 2016 года Боченков В.Н. обратился с заявлением в Отделение
N 21 РЦМП об отказе от ежемесячной денежной выплаты и назначении мер социальной поддержки субсидии-льготы на оплату жилья и коммунальных услуг по категории пенсионер из педагогических работников муниципальных учреждений образования в сельской местности.
Из ответа Отделения N 21 РЦМП от 24 июня 2016 года N ... следует, что Боченкову В.Н. с апреля 2016 года назначена субсидия-льгота на оплату жилья и коммунальных услуг по категории "пенсионер педагогических работников муниципальных учреждений образования". Указано, что субсидия-льгота на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляется на услуги "электроснабжение" и "вывоз ТБО". При этом отмечается, что отопление жилого помещения посредством индивидуального газового оборудования осуществляется за счет предоставления коммунальной услуги "газоснабжение". Мер социальной поддержки педагогическим работникам на оплату услуги "газоснабжение" в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 не предусмотрено.
Обращаясь с настоящими требованиями, Боченков В.Н. просит возложить на Отделение N 21 РЦМП обязанность предоставить субсидию-льготу на оплату коммунальных услуг в размере 100% расходов на оплату жилья, освещения и отопления посредством газового оборудования.
Согласно Положению о порядке и условиях предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Татарстан размер субсидии-льготы отдельному члену семьи, имеющему право на указанную субсидию, рассчитывается по формуле, указанной в пункте 3.1. При этом объем потребления каждой ЖКУ определяется исходя из общего расхода семьи, в равной мере приходящегося на каждого члена семьи.
Принимая во внимание вышеприведённые положения действующего законодательства, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции об обоснованности начисления Отделением N 21 РЦМП субсидии-льготы на оплату коммунальных услуг только на Боченкова В.Н., а не в полном объёме с учетом всех членов семьи истца.
Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на ГКУ "РЦМП" обязанности предоставить Боченкову В.Н. с 01 апреля 2016 года субсидию-льготу по отоплению посредством газового оборудования в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, суд первой инстанции исходил из того, что истец страдает тяжёлой формой хронического заболевания, иное противоречило бы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающим особый, льготный порядок реализации жилищных прав данной категории граждан.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
При отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Из пояснений Боченкова В.Н. суду апелляционной инстанции следует, что ему выставляются счета за электроэнергию, газ и вывоз ТБО, иные коммунальные услуги он не оплачивает. Отопление жилого дома осуществляется посредством индивидуального газового оборудования.
Поскольку фактически услуга "отопление" Боченкову В.Н. не оказывается, отопление жилого помещения осуществляется за счёт предоставления коммунальной услуги "газоснабжение", а такой меры социальной поддержки педагогическим работникам как услуги "газоснабжение" постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 апреля 2005 года N 192 не предусмотрено, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для назначения Боченкову В.Н. субсидии-льготы на оплату услуги "отопление".
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене в части возложения на ответчика обязанности предоставить истцу субсидию-льготу по отоплению с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанного требования.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, статьей 329, пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от
25 ноября 2016 года по данному делу отменить в части возложения на государственное казённое учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" обязанности предоставить Боченкову В.Н. с 01 апреля 2016 года субсидию-льготу по отоплению посредством газового оборудования в пределах нормативов потребления коммунальных услуг и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанного требования.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Боченкова В.Н. оставить без удовлетворения, апелляционные жалобы государственного казённого учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)", Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан - удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.