Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хасаншина Р.Р.,
судей Гайнуллина Р.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Садриевой Э.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гайнуллина Р.Г. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Назирова А.А. и представителя Территориального управления Росимущества в Республике Татарстан (далее - Росимущество) Бурсаковой Д.С. на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 29 августа 2016 г. Этим решением постановлено:
в удовлетворении исковых требований Министерству Лесного хозяйства Республики Татарстан к Шамсеттинову Р.А., ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан об истребовании земельного участка с кадастровым номером ... :11, располагающийся по адресу: "адрес", из чужого незаконного владения и снятии земельного участка с кадастровым номером ... :11 с кадастрового учета отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб об отмене решения суда, выслушав объяснения возражения Шамсеттинова Р.А. и его представителя Клюкина А.С. против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан обратилось в Тукаевский районный суд Республики Татарстан с иском к Шамсеттинову Р.А., ФГБУ "ФКП Росреестра" и просило истребовать из незаконного владения Шамсеттинова Р.А. земельный участок с кадастровым номером ... :11, расположенный по адресу: "адрес", обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала в Республике Татарстан снять данный земельный участок с государственного кадастрового учета.
В обоснование иска указано, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 13 марта 2009 г. Шамсеттинов Р.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес". На основании решения Тукаевского районного суда от 24 июля 2009 г. земельный участок площадью 3070 кв.м с кадастровым номером ... :11, категории земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, был незаконно оформлен в собственность Шамсеттинова Р.А., поскольку данный земельный участок расположен на землях лесного фонда. Обследованием установлено, что площадь наложения земельного участка на земли лесного фонда составила 2529 кв.м.
Расположение спорного земельного участка на землях лесного фонда подтверждается материалам лесоустройства ГКУ "Елабужское лесничество" от 1992, 2003-х годов, а также заключением, подготовленным Казанским филиалом ФГУП "Рослесинфорг", согласно которым часть спорного земельного участка входит в состав лесного участка с кадастровым номером ... :682. Границы этого лесного участка установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17 октября 2008 г. "Об определении количества лесничеств на территории Республики Татарстан и установлении их границ".
Решение об изменении категории спорного земельного участка на земли населённых пунктов уполномоченным лицом не принималось, такой перевод с истцом не согласовывался. Спорная часть земельного участка с кадастровым номером ... :11 находится в федеральной собственности и поступила в собственность ответчика незаконно.
В судебном заседании суда первой инстанции ответчик Шамсеттинов Р.А. иск не признал.
Представители истца, ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра" по РТ, третьего лица Управления Росреестра по РТ в суд не явились.
Суд в удовлетворении иска отказал, постановив решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом в жалобе выражается несогласие с выводами суда первой инстанции о расположении спорного земельного участка вне границ земель лесного фонда и об отсутствии оснований для истребования земельного участка. Заявитель жалобы полагает, что факт захвата Шамсеттиновым Р.А. земель лесного фонда подтверждается планом лесного участка в составе земель лесного фонда. Сведения о местоположении границ ранее учтённого лесного участка имеются в материалах лесоустройства, не утративших актуальность и юридическую силу.
Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что суд первой инстанции не принял во внимание заключение компетентного органа, осуществившего межевание лесных участков, - Казанского филиала ФГБУ "Рослесинфорг", заключением которого от 9 марта 2016 г. подтверждается наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда, границы которых установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17 октября 2008 г. "Об определении количества лесничеств на территории Республики Татарстан и установлении их границ".
В апелляционной жалобе представителя Росимущества также ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности.
При этом в апелляционной жалобе указывается на то, что обжалуемым решением затронуты права Российской Федерации, как собственника лесного участка, незаконно занятого ответчиком.
Заявитель жалобы полагает, что при разрешении спора суд первой инстанции не дал оценку заключению ФГУП "Рослесинфорг", результатам натурного обследования Елабужского лесничества, подтверждающим наложение земельного участка с кадастровым номером ... :11 на участок лесного фонда. Заявитель жалобы также полагает, что судом не были учтены сведения о местоположении границ лесного участка, которые имеются в лесоустроительной проектной документации, представленной в материалы дела и не утратившей юридическую силу.
Кроме того, в апелляционной жалобе указывается, что отнесение земельного участка с кадастровым номером ... :11 к землям лесного фонда подтверждается решением Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 24 июля 2009 г. по делу N 2-14/2009. При этом в жалобе указывается, что данное решение не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, поскольку Росимущество к участию в деле не привлекалось.
Дополнительно в апелляционной жалобе указано, что ООО "Земельное бюро", подготовившее заключение землеустроительной экспертизы, не вправе было устанавливать границы земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Представитель Росимущества полагает, что отсутствие у лесного участка границ, установленных в соответствии с действующим законодательством, не свидетельствует об отсутствии таких границ, поскольку она были определены в материалах лесоустройства, плане ранее учтённого лесного участка, лесном реестре.
Шамсеттинов Р.А. представил возражения на апелляционную жалобу представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан, которую просил оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения, также просил применить срок исковой давности по заявленным исковым требованиям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Шамсеттинов Р.А. и его представитель Клюкин А.С. возражали против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены, ходатайств не представили в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
В соответствии со статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований к его отмене не имеется.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. Данной нормой земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли населённых пунктов и земли лесного фонда.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции до 1 октября 2015 г., лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации.
Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр (статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах (статья 83).Статьёй 91 Лесного кодекса Российской Федерации, разделом 10 Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516, Приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 г. N 54 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра" регламентировано, что лесоустроительные планшеты, карты-схемы и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр.
Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что государственный кадастровый учёт лесных участков осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам. При этом, необходимость определения (закрепления) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством предусмотрена, согласно статьям 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Лесоустроительной инструкции, утверждённой Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516. Данные государственного лесного реестра, основанные только на материалах лесоустройства (топографическая карта, фотопланшет, описание в лесном плане, карта-схема, таксационное описание и т.п.), сами по себе не согласуются с системой ведения геодезической основы государственного кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и, соответственно, не могут быть в неё преобразованы без проведения кадастровых работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а с 1 января 2017 г. в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Кадастровый учёт по единым правилам всех, и в том числе кадастровый учёт лесных участков, включая определение (закрепление) местоположения границ лесных участков на местности и их описание в соответствии с земельным законодательством, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах земельных участков лесного фонда и иных категорий, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешённые законодательством цели использования, а также надлежащую судебную защиту участников лесных и земельных правоотношений.
Согласно пункту 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании пункта 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
С учётом приведённых норм права и разъяснений, изложенных в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", по делу об истребовании имущества (земельного участка) из чужого незаконного владения юридически значимой и подлежащей доказыванию является одновременная совокупность следующих обстоятельств: наличие у истца права собственности на имеющийся в натуре земельный участок определённой площади и в определённых границах, а также незаконность владения этим земельным участком или его частью конкретным лицом (лицами).
В случае недоказанности одного из перечисленных выше обстоятельств иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворён быть не может.
Из материалов дела усматривается, что на основании свидетельства о праве на наследство от 13 марта 2009 г. Шамсеттинов Р.А. является собственником жилого дома по адресу: "адрес". Право собственности на дом зарегистрировано 11 апреля 2009 г.
Решением Тукаевского районного суда РТ от 24 июля 2009 г. признано право собственности Шамсеттинова Р.А. на земельный участок общей площадью 0,3070 га с назначением: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный в границах Князевского сельского поселения Тукаевского муниципального района по адресу: "адрес"; на Министерство лесного хозяйства РТ возложена обязанность заключить с Шамсеттиновым Р.А. договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 0,3645 га в 36 выделе 58 квартала Татарстанского участкового лесничества. Решение вступило в законную силу 4 августа 2009 г.
Земельный участок с кадастровым номером ... :11 площадью 3070 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", поставлен на кадастровый учёт 3 марта 2015 г., право собственности на него зарегистрировано за Шамсеттиновым Р.А. 27 марта 2015 г. на основании решения Тукаевского районного суда РТ от 24 июля 2009 г.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом не доказано наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда. При этом суд первой инстанции отметил, что истребование земельного участка без определения судьбы жилого дома, расположенного на данном земельном участке, не допускается.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 36, 39, 40 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", а также положений статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы истца о нарушении прав и имущественных интересов Российской Федерации образованием спорного земельного участка допустимыми доказательствами не подтверждены и, более того, опровергаются собранными по делу доказательствами.
Доводы апелляционных жалоб о наложении спорного земельного участка на земли лесного фонда судебной коллегией отклоняются, поскольку надлежащих доказательств тому истцом не представлено.
Представленная истцом лесоустроительная документация была оценена судом в соответствии с требованиями статей 67 и части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с иными представленными сторонами доказательствами, а также с учётом разъяснений, изложенных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". С данной оценкой суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Заключение ФГУП "Рослесинфорг" о наложении спорного земельного участка на лесной участок, а также сведения лесоустроительной проектной документации, не содержат сведений о местоположении границ лесного участка, установленных в соответствии с приведёнными выше нормами права.
Кроме того, судом первой инстанции было обоснованно отмечено, что истребование земельного участка без решения судьбы расположенной на нём недвижимости неправомерно, поскольку противоречит закреплённому в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Иные доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы, сводятся по существу к несогласию с ними и иной оценке установленных по делу обстоятельств, направлены на иное произвольное толкование норм материального и процессуального права, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
При этом апелляционную жалобу представителя Росимущества Бурсаковой Д.С. следует оставить без рассмотрения, поскольку спорный земельный участок к землям лесного фонда не относится, соответственно, образование спорного земельного участка и право собственности Шамсеттинова Р.А. на него прав Российской Федерации не затрагивают.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 29 августа 2016 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Назирова А.А. - без удовлетворения.
Апелляционную жалобу представителя Росимущества Бурсаковой Д.С. оставить без рассмотрения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.