Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хасаншина Р.Р.,
судей Гайнуллина Р.Г., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Степановой Н.А. на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 21 ноября 2016 года, которым прокурору города Буинска Республики Татарстан, действующего в интересах ФИО8 отказано в удовлетворении исковых требований к исполнительному комитету города Буинска Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Степанова Г.П. - Григорьевой Е.Г., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Кириллова Э.В., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Буинска Республики Татарстан обратился в суд с иском к исполнительному комитету города Буинска Республики Татарстан (далее - ИК города Буинска) о предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что по результатам проверки по обращению Степановой Н.А. о предоставлении её семье вне очереди жилого помещения по договору социального найма установлено, что ФИО8 на праве долевой собственности принадлежит двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ФИО1, "адрес", общей площадью 42,7 кв. м. Распоряжением исполкома Буинского Совета народных депутатов от 13 апреля 1990 года Степанова Н.А. в составе семьи из четырех человек поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Буинского городского Совета местного самоуправления ... от 25 октября 2000 года ФИО8 как инвалид второй группы переведен из общей очереди в льготную. Решением Буинского городского суда Республики Татарстан от 17 февраля 2010 года ФИО8 признан недееспособным. Согласно заключению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. В.М. Бехтерева" ФИО8 страдает заболеванием, входящим в утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года ... перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Данное заболевание также входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года ... До настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору социального найма ФИО8 и его семье не предоставлено. В связи с чем прокурор просит обязать исполнительный комитет города Буинска Республики Татарстан предоставить вне очереди ФИО8 отдельную благоустроенную квартиру в пределах муниципального образования "город Буинск" с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Истец в суде первой инстанции исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исполнительного комитета города Буинска Республики Татарстан иск не признал.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе Степанова Н.А., опекун недееспособного ФИО8 просит отменить решение и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального и процессуального права, обстоятельства имеющие значение для дела судом определены неправильно.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне, вне очереди.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Судом установлено, что ФИО8 является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, входящим в утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года ... перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Данное заболевание также входит в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" ...
На основании распоряжения председателя исполкома Буинского горсовета ... от 13 апреля 1990 года, семья Степановых в составе четырех человек: ФИО8 (супруг), ФИО10 (дочь), ФИО11 (сын) приняты на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Буинского городского Совета местного самоуправления ... от 25 октября 2000 года ФИО8 из общей очереди переведен в льготную очередь.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01 мая 2016 года семья Степановых состояла в общей очереди под номером 17, по списку очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма - под номером 3.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, правильно руководствовался приведенными нормами жилищного законодательства, обоснованно исходил из того, что оснований для предоставления вне очереди ФИО8 отдельной благоустроенной квартиры в пределах муниципального образования "город Буинск" с учетом права на дополнительную жилую площадь не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с положениями ст. 28.2 данного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Анализ положений приведенных выше нормативных правовых актов в совокупности с требованиями статей 49, 51, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, позволяет прийти к выводу о том, что ФИО12, как инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем в порядке, предусмотренном статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В целях реализации переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов Законом Республики Татарстан от 23 июля 2014 года N 69-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года N 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в ФИО1".
Так, согласно п. 1 ст. 2 Закона Республики Татарстан от 08 декабря 2004 года ... -ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" меры государственной адресной социальной поддержки в порядке, предусмотренном законодательством Республики Татарстан, устанавливаются следующим категориям граждан: инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний; семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
В соответствии со ст. 8.2 данного Закона инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в данном перечне, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вставшим на учет после 1 января 2005 года, предоставляется жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) на приобретение жилого помещения.
При наличии у инвалидов и детей-инвалидов, указанных в п. 1 настоящей статьи, права на дополнительную жилую площадь, предусмотренного частью шестой ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", жилищная субсидия (единовременная денежная выплата) предоставляется с учетом такого права.
Порядок расчета жилищной субсидии (единовременной денежной выплаты) утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
В силу п. 1 ст. 9 указанного Закона порядок реализации статей 4 - 8.2 настоящего Закона устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года ... установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
Порядок предоставления субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, нуждающимся в улучшении жилищных условий инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, регламентирован Положением о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденным вышеназванным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами Республики Татарстан, изданными в рамках реализации переданных Российской Федерацией полномочий, не предусмотрена обязанность органа государственной власти субъекта Российской Федерации, каковым в данном случае является Кабинет Министров Республики Татарстан, по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Поскольку доказательств признания ФИО8 малоимущим суду не представлено, то вывод суда об отсутствии у ответчика обязанности по внеочередному обеспечению ФИО8 жилым помещением является правильным.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о необходимости предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат вышеприведённым нормам закона.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 21 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Степановой Н.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в суд кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.