Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Л.И.Сибгатуллиной, Саитгараевой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Ханипова А.М. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Ханипова А.М. о признании незаконными действий главного врача Альметьевского психоневрологического диспансера Лебедева С.В., выразившихся в возложении обязанности по даче добровольного согласия на освидетельствование, о признании незаконным заключения врача-психиатра Гарипова З.М., о признании незаконным направления на прохождение медицинского обследования в Альметьевский психоневрологический диспансер от 31 октября 2016 года, выданного военным комиссаром г.Альметьевск и Альметьевского района Республики Татарстан Сабировым P.P., о приостановлении в отношении него действий, связанных с призывом, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Зиминой Е.А. и Пановой Е.С., высказавшихся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ханипов А.М. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий главного врача Лебедева С.В. и врача-психиатра Гарипова З.М. филиала государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница имени академика В.М.Бехтерева" Министерства здравоохранения Республики Татарстан Альметьевский психоневрологический диспансер (далее - филиал ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева" Альметьевский психоневрологический диспансер.
В обоснование требований указано, что 31 октября 2016 года Ханипов явился в военкомат в связи с осенним призывом. При этом врач-психиатр Гарипов З.М. вручил ему направление на медицинское обследование в стационаре филиала ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М.Бехетрева" Альметьевский психоневрологический диспансер, куда административный истец явился 1 ноября 2016 года.
Медицинское учреждение затребовало у него письменное информированное добровольное согласие пациента на психиатрическое освидетельствование и оказание психиатрической помощи.
Административный истец просил признать незаконным решение врача-психиатра Гарипова З.М. о его направлении на медицинское обследование в медицинское учреждение и признать незаконными действия главного врача филиала ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М.Бехетрева" Альметьевский психоневрологический диспансер Лебедева С.В. по истребованию у него добровольного согласия на медицинское освидетельствование.
Кроме того, Ханипов А.М. обратился в суд с административным иском об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Сабирова Р.Р., затребовавшего у него медицинское заключение по результатам медицинского освидетельствования в Альметьевском психоневрологическом диспансере, просил признать незаконным направление начальника отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району на медицинское обследование к психиатру в филиал ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева" Альметьевский психоневрологический диспансер.
Определением суда от 14 декабря 2016 года административные дела объединены в одно производство.
В ходе судебного разбирательства административный истец свои требования уточнил, оспаривал заключение врача-психиатра Гарипова М.З., вынесенное в отношении него, и направление от 31 октября 2016 года за подписью начальника отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Сабирова Р.Р. о его направлении на медицинское обследование в филиал ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М.Бехетрева" Альметьевский психоневрологический диспансер.
Решением суда от 14 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Ханипова А.М. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Он считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а его выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены. Ханипов А.М., главный врач Лебедев С.В. и врач-психиатр Гарипов З.М. филиала ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М.Бехтерева" Альметьевский психоневрологический диспансер в суд не явились.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
На основании статьи 15 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года N3185-1) основания и порядок психиатрического обследования в амбулаторных и стационарных условиях при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, войск и органов безопасности, войск национальной гвардии Российской Федерации и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации определяются настоящим Законом и законодательством Российской Федерации о военной службе.
Часть 1 статьи 4 указанного Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N3185-1 предусматривает, что психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица и при наличии его информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Из материалов дела видно, что административный истец Ханипов А.М. состоит на воинском учете в военном комиссариате Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан.
При призыве на военную службу осенью 2014 года Ханипов А.М. был направлен на экспериментально-психологическое исследование в филиал ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева" Альметьевский психоневрологический диспансер, про проведении которого был выявлен ряд личностных особенностей призывника.
Установлено, что, начиная с весеннего призыва 2015 года, он неоднократно направлялся на стационарное медицинское обследование в филиал ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М.Бехтерева" Альметьевский психоневрологический диспансер для уточнения диагноза "данные изъяты" в связи с невозможностью установления категории годности и вынесения окончательного заключения.
Постановлением начальника отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Алметьевскому муниципальному району от 22 мая 2015 года Ханипов А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 6 июля 2016 года оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Ханипова А.М. об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Сабирова Р.Р. и врача психиатра Гарипова З.М. по направлению его на обследование в филиал ГАУЗ "РКПБ им.акад. В.М.Бехтерева" Альметьевский психоневрологический диспансер.
31 октября 2016 года Ханипову А.М. выдано очередное, пятое по счету, направление на медицинское обследование в филиал ГАУЗ "РКПБ им. акад. В.М.Бехтерева" Альметьевский психоневрологический диспансер.
1 ноября 2016 года Ханипов А.М. явился в указанное медицинское учреждение, но отказался дать добровольное согласие на психиатрическое освидетельствование, медицинское освидетельствование им не пройдено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых действий административных ответчиков требованиям закона и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлено, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или начальника отдела (муниципального) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В силу пункта 20 Положения о военно-врачебной экспертизе утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
Обжалуемое решение постановленос учетом указанных правовых норм.
Как следует из материалов дела, действия административных ответчиков, врача-психиатра Гарипова З.М. и начальника отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан Сабирова Р.Р., соответствуют требованиям пункта 4 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N663, пункта 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N565, которыми регламентирован порядок направления призывника на медицинское обследование в медицинское учреждение.
Оспариваемое направление на медицинское исследование выдано начальником отдела военного комиссариата в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Как правильно указал суд первой инстанции, прохождение по выданному в установленном законом порядке направлению призывной комиссии медицинского обследования в медицинской организации системы здравоохранения в амбулаторных или стационарных условиях, также как и явка на призывную комиссию, являются обязанностью призывника по исполнению воинской обязанности гражданина Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену обжалуемого решения повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ханипова А.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.