Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Л.И., Саитгараевой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Колотева А.В. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 декабря 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления Колотева А.В. об оспаривании решения призывной комиссии N 7/У от 13 июля 2016 года и возложении обязанности по устранению допущенного нарушения отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Колотева А.В. и его представителя Назмиевой Л.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Зиминой Е.А. и Пановой Е.С., высказавшихся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Колотев А.В. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения N 7/У от 13 июля 2016 года и возложении обязанности устранить допущенное нарушение. Заявленные требования мотивированы следующим.
Колотев А.В. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальномсу району. 13 апреля 2009 года призывной комиссией на основании медицинских заключений административный истец был зачислен в запас и признан ограниченного годным к военной службе с категорией годности "В". После прохождения очередных медицинских освидетельствований в 2009 году, 2012 году и до момента выдачи военного билета административный истец на мероприятия, связанные с призывом не приглашался, к административной ответственности за уклонение от призыва не привлекался. В конце июня 2016 года у Колотева А.В. был изъят военный билет и призывная комиссия, не принимая во внимание наличие поставленного диагноза, приняла в отношении него оспариваемое решение N 7/у от 13 июля 2016 года о зачислении в запас гражданина, достигшего 27 лет и не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Административный истец просил признать заключение призывной комиссии N7/у от 13 июля 2016 года незаконным и обязать административного ответчика устранить нарушение его прав.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
В апелляционной жалобе Колотева А.В. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. По мнению заявителя апелляционной жалобы, обжалуемое решение постановленос нарушением норм материального права и норм процессуального права. Ссылаясь на те же доводы, которые приводились им в суде первой инстанции административный истец считает, что установленный законом срок для обращения в суд с административным исковым заявлением пропущен не был. Указывается, что о формулировке оспариваемого решения ему стало известно лишь 23 сентября 2016 года. Поскольку в данном случае, как считает заявитель апелляционной жалобы, имеет место исковая давность, по его мнению, суд не имел правовых оснований для применения по своей инициативе трехмесячного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Призывная комиссия Альметьевского муниципального района Республики Татарстан представила в суд апелляционной инстанции свои возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Статьей 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Из материалов дела видно, что Колотев А.В. состоял на воинском учете в отделе военного комиссариата Республики Татарстан по городу Альметьевск и Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан.
При постановке на воинский учет в 2005 году решением комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан по постановке граждан на воинский учет Колотеву А.В. определена категория годности "Б-3" (годен к военной службе с незначительными ограничениями)
При призыве на военную службу весной 2009 года, по результатам проведенного медицинского освидетельствования, призывная комиссия Альметьевского муниципального района Республики Татарстан 13 апреля 2009 года приняла в отношении Колотева А.В. решение о признании его ограниченно годным к военной службе, определив ему категорию годности "В" (ограниченно годен к военной службе).
Призывная комиссия Республики Татарстан не согласилась с установленным диагнозом и Колотев А.В. был направлен на дополнительное обследование в медицинское учреждение, по результатам которого ему установлен соответствующий диагноз и определена категория годности к военной службе "А-1" (годе к военной службе).
Соответственно, решение призывной комиссии Альметьевского муниципального района 13 апреля 2009 года было отменено решением призывной комиссии Республики Татарстан от 14 мая 2009 года.
Как следует из отзыва административного ответчика на административное исковое заявление, при призыве на военную службу весной 2010 года должностным лицом отдела военного комиссариата Клементьевой М.В. оповещался призывник Колотев А.В., в ходе оповещения призывника дома не оказалось, мать призывника повестку взять отказалась.
5 июля 2012 года в адрес призывника Колотева А.В. направлено письмо о необходимости явки в отдел военного комиссариата 16 июля 2012 года в 8.00 часов для прохождения медицинского освидетельствования. В назначенный день призывник не явился.
При призыве на военную службу осенью 2013 года Колотеву А.В. было направлено письмо от 2 августа 2013 года N 1/1705 о необходимости явки в отдел военного комиссариата 16 августа 2013 года к 8.00 часам для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. В назначенный день призывник не явился.
При призыве на военную службу весной 2014 года письмом от 6 мая 2014 года N 1/1142 Колотеву А.В. было направлено письмо о явке в отдел военного комиссариата 19 мая 2014 года в 8.00 час., куда он не явился.
При призыве на военную службу осенью 2014 года в связи с неисполнением Колотевым А.В. обязанности по воинскому учету отдел военного комиссариата направил письменное обращение от 31 октября 2014 года N 1/2740 в отдел МВД России по Альметьевскому муниципальному району Республики Татарстан об установлении местонахождения гражданина, которому не представилось возможным вручить повестку для явки в отдел военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытия на указанные мероприятия.
В адрес родителей призывника было направлено письмо от 7 ноября 0124 года N 5/2886 с информацией об уклонении призывника Колотева В.А. от мероприятий, связанных с призывом на военную службу и разъяснением последствий уклонения призывника от мероприятий, связанных с призывом на военную службу.
5 декабря 2014 года Колотеву А.В. направлено письмо N 1/3554 о необходимости явки в отдел военного комиссариата 19 мая 2014 года в 8.00 часов для прохождения медицинского освидетельствования, куда он также в назначенное время не явился.
При призыве на военную службу весной 2015 года письмом от 10 апреля 2015 года N 1/1294 Колотеву А.В. направлено письмо о необходимости явки в отдел военного комиссариата 18 апреля 2015 года в 8.00 часов для прохождения КМО ВВК ВК РТ, куда он не явился, составлен рапорт сотрудника отдела военного комиссариата.
11 мая 2015 года призывнику Колотеву А.В. направлено письмо N1/1547 о необходимости явки в отдел военного комиссариата 18 мая 2015 года в 8.00 часов, письмом от 1 июня 2015 года он был вызван в отдел военного комиссариата на 16 июня 2015 года в 8.00 час., куда он также не явился.
При призыве на военную службу осенью 2015 года призывнику и его родителям было направлено письмо от 20 октября 2015 года N 1/3269 с информацией о его уклонении от мероприятий, связанных с призывом на военную службу и приглашением в отдел военного комиссариата 2 ноября 2015 года, куда ни призывник Колотев А.В., ни его родители не явились.
16 октября 2015 года Колотев А.В. достиг возраста 27 лет.
Решением призывной комиссии Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 13 июля 2016 года N 7/у Колотев А.В. признан не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом Колотевым А.В. пропущен установленный законом срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Пунктами 6, 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Обжалуемое решение постановленос учетом указанных положений закона.
Как следует из материалов дела, Колотев А.В. присутствовал 13 июля 2016 года на заседании призывной комиссии.
Установлено, что об оспариваемом решении призывной комиссии N7/у от 13 июля 2016 года административному истцу стало известно в тот же день 13 июля 2016 года.
23 сентября 2016 года Колотев А.В. получил выписку из протокола заседания призывной комиссии.
С настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился в Альметьевский городской суд Республики Татарстан 28 ноября 2016 года, то есть, как правильно указал суд первой инстанции, с пропуском установленного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения.
Достоверных доказательств уважительности причин пропуска указанного срока в материалах дела не имеется.
В силу вышеприведенных положений процессуального закона в данном случае пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления в отсутствие доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.
Поскольку установленный законом срок на обращение за защитой нарушенного права, исходя из положений частей 3, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для проверки выводов суда по иным фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, а потому обжалуемое решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены правильного по существу решения суда, направлены на пересмотр обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая оценка, и в связи с этим отмену обжалуемого судебного акта повлечь не могут.
Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 27 декабря 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Колотева Антона Викторовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.