Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Р. Халимбаева, Л.Н. Нуриевой, Н.Н. Гиматдиновой к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
А.Р. Халимбаев, Л.Н. Нуриева, Н.Н. Гиматдинова являются собственниками здания, назначение: нежилое, 2 - этажное, общей площадью 706,7 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, "адрес" имеющего кадастровый номер ... ;
здания, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 656,8 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, "адрес", имеющего кадастровый номер ... ;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склад) общей площадью 5376 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... определена по состоянию на 4 декабря 2014 года актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с пунктом 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N113, и составляет 10742 278 рублей 15 копеек.
Аналогичным актом определения кадастровой стоимости объекта недвижимости федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в соответствии с пунктом 4.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 года N113, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... , которая составляет по состоянию на 15 декабря 2014 года 9983 767 рублей 22 копейки.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... определена по состоянию на 1 января 2013 года постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" и составляет 22856 977 рублей 92 копейки.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, А.Р. Халимбаев, Л.Н. Нуриева, Н.Н. Гиматдинова обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ... по состоянию на 4 декабря 2014 года 4418000 рублей, здания с кадастровым номером ... по состоянию на 15 декабря 2014 года - 5020000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2013 года - 10719000 рублей.
В судебном заседании представитель административных истцов А.Е. Нужина административное исковое заявление поддержала.
Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились. Сведений об уважительности причин неявки представителей Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не имеется. От остальных лиц, участвующих в деле поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административными истцами суду представлен подготовленный обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "АртРеал" по инициативе ООО "Бюро правовых услуг "Недвижимость и Закон" отчет N 002-16 от 12 февраля 2016 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером ... по состоянию на 4 декабря 2014 года составила 4418000 рублей, здания с кадастровым номером ... по состоянию на 15 декабря 2014 года - 5020000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2013 года - 10719000 рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка получил положительное экспертное заключение N 020/2016/Казань от 13 марта 2016 года эксперта Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
Исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд приходит к выводу о его соответствии законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом судом установлено, что лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан с указанным отчетом не согласился, представил возражения, в которых указал на допущенные, по его мнению, нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Вместе с этим доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, предоставленных административным истцом не представлено. Ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости объектов недвижимости заявлено не было.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 постановления от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, административными ответчиками не представлено, принимая во внимание изложенные обстоятельства, на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, суду надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной отчетом N 002-16 от 12 февраля 2016 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, подготовленным ООО "АртРеал".
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что А.Р. Халимбаев, Л.Н. Нуриева, Н.Н. Гиматдинова обратились в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащих им на праве собственности объектов недвижимости 27 января 2017 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В административном исковом заявлении административными истцами изложено требование о возмещении понесенных по делу судебных расходов. В обоснование заявленных требований указано, что в связи с рассмотрением административного дела А.Р. Халимбаевым, Л.Н. Нуриевой, Н.Н. Гиматдиновой понесены расходы по оплате оценки рыночной стоимости земельного участка и составления положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков на данный отчет в размере соответственно 270000 рублей. Данные расходы не возмещены, в связи с чем административные истцы просят присудить их ко взысканию с административных ответчиков.
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 30 июня 2015 года N 28 указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Принимая во внимание отсутствие со стороны административных ответчиков возражений относительно реализации в судебном порядке права А.Р. Халимбаева, Л.Н. Нуриевой, Н.Н. Гиматдиновой на установление в отношении спорных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы должны быть отнесены на административных истцов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление А.Р. Халимбаева, Л.Н. Нуриевой, Н.Н. Гиматдиновой удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость здания, назначение: нежилое, 2 - этажное, общей площадью 706,7 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 4 декабря 2014 года в размере 4418 000 рублей;
здания, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 656,8 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2014 года в размере 5020 000 рублей;
земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склад) общей площадью 5376 квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес" имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 10719 000 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором А.Р. Халимбаевым, Л.Н. Нуриевой, Н.Н. Гиматдиновой подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 27 января 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления А.Р. Халимбаева, Л.Н. Нуриевой, Н.Н. Гиматдиновой к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о взыскании в возмещение судебных расходов 270000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 22 февраля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.