судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Щуровой А.Н.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Давидюк В.Н. к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края о признании недействительным ненормативного правового акта о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о восстановлении срока для обжалования ненормативного правого акта, о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, о возложении обязанности по обеспечению жилым помещением,
по апелляционной жалобе Давидюк В.Н.
на решение Манского районного суда Красноярского края от 2 декабря 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Давидюк В.Н. отказано в полном объеме.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Давидюк В.Н. обратилась в суд с иском к администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Шалинский сельсовет) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края от 29 декабря 2012 г. N 166-ЖК, восстановлении срока обжалования указанного ненормативного правого акта, возложении на ответчика обязанности восстановить ее в очереди на получение жилья и обеспечить жильем.
Требования мотивировала тем, что она в 1984 году была поставлена на учет на получение жилья для семьи, состоящей из четырех человек. 03.08.1988 году ее семья включена в список нуждающихся в жилом помещении по категории семьи, имеющие членов семьи с тяжелыми формами заболевания. В 2007 году она была вновь поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Шалинском сельсовете в связи с тем, что ее семья из 9 человек обеспечена жильем менее установленной учетной нормы. Вместе с тем, постановлением администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края от 29.12.2012 г. N 166-ЖК была снята с учета нуждающихся в связи с выездом с территории с. Шалинское. Считает указанное постановление незаконным, поскольку она принято без соблюдений требований Федерального закона "Об образовании", без учета того, что ее общий педагогический стаж составляет более 40 лет и до настоящего времени она продолжает осуществлять педагогическую деятельность на территории с. Шалинское. Несмотря на приобретение жилого помещения в г. Бородино, она продолжала и продолжает проживать в с. Шалинское Манского р-на Красноярского края, работать в детском садике "данные изъяты" 07.08.2012 года она действительно приобрела по договору купли-продажи жилое помещение в г. Бородино, но в этой квартире она не проживает, поскольку живет в квартире с. Шалинское, которая предоставлена ей по договору коммерческого найма, в г. Бородино проживает ее дочь "данные изъяты"
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Давидюк В.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм права и неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на отсутствие оснований для снятия ее с учета нуждающихся в жилом помещении.
В судебное заседание представители администрации Шалинского сельсовета Манского района, администрации Манского района Красноярского края, администрации г. Бородино, удаленного рабочего места в с. Шалинское Межмуниципального Березовского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав истицу Давидюк В.Н., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, к которому должен быть приложен соответствующий пакет документов.
Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 1, п. 1 ст. 2 Закона Красноярского края N 1847-51 от 23.05.2006 года "Об учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий", правом стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, установленным ЖК РФ, а также граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом края категориям граждан, признанные по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма.
Статьей 5 Закона Красноярского края от 23 мая 2006 г. N 1847-51 "Об учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий" установлено, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства, при наличии документов, указанных в ст. 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 года N 1847-51 "Об учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий" с заявлением о принятии на учет должны быть представлены следующие документы, подтверждающие право граждан состоять на учете, в том числе: решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в порядке, установленном законом края (для лиц, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 2 настоящего Закона); документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ (для иных определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категорий граждан).
Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Как следует из материалов деда и установлено судом, постановлением администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края от 14.05.2007 года Давидюк В.Н. с семьей из девяти человек принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Шалинском сельсовете, в связи с тем, что истица, проживая в квартире по адресу: с "данные изъяты" края, общей площадью 53,8 кв.м., жилой - 39,7 кв.м., принадлежащей на праве собственности Давидюк В.Н., "данные изъяты"., обеспечена жилой площадью менее установленной учетной нормы, поскольку на каждого члена семьи приходится 5,9 кв.м. общей площади, при норме в соответствии с Постановлением администрации Манского района Красноярского края от 21.06.2006 года N110 - 18 кв.м.
29.12.2012 года Шалинским сельсоветом вынесено постановление N 166-ЖК, в соответствии с которым Давидюк В.Н. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, поскольку принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий совершено без документов, указанных в ст. 6 Закона Красноярского края от 23.05.2006 г. N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края", а также в связи с тем, что Давидюк В.Н., согласно адресного листка выбытия, снялась с регистрационного учета с территории Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края и зарегистрировалась по месту жительства по адресу: г. "данные изъяты"
Разрешая требования Давидюк В.Н. о признании незаконным вышеуказанного постановления администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, возложении на ответчика обязанности восстановить ее в очереди на получение жилья, а также обеспечить ее жильем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно применённых нормах жилищного законодательства и соответствует фактическим обстоятельствам дела, из которых следует, что семья истицы малоимущей в установленном законом порядке не признавалась, к категории граждан, определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, не относится, в связи с чем семья истицы была принята на учет нуждающихся без предоставления необходимых документов.
Кроме того, как следует из материалов дела, на учет нуждающихся истица с семьей была принята в 2007 год администрацией Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края, вместе с тем, в июне 2012 года истицей на основании договора-купли продажи от 19.06.2012 года жилое помещение, находящееся в "данные изъяты" продано, и на основании договора купли-продажи от 07.08.2012 года приобретено жилое помещение, находящееся в другом муниципальном районе - г. Бородино, по адресу: "данные изъяты" где истица зарегистрирована по месту жительства с 04.09.2012 года, что подтверждается выпиской с лицевого счета от 29.07.2016 года.
Как правильно указано судом, выезд на место жительства в другое муниципальное образование в силу п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является безусловным основанием для снятия истицы с учета нуждающихся.
При этом факт проживания в настоящее время истицы по адресу: "данные изъяты" не имеет правового значения в данном случае, поскольку в указанном жилом помещении истица проживает с 2015 года, то есть после снятия ее с учета нуждающейся в связи с выездом в 2012 году в другой муниципальный район.
Кроме того, судом обоснованно не приняты во внимание доводы истицы о том, что она является педагогическим работником, и ее стаж составляет более 40 лет, поскольку ФЗ "Об образовании" предусматривает право педагогических работников на предоставление жилых помещений вне очереди по договорам социального найма, которое поставлено в зависимость от постановки педагогического работника на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, тогда как истица с учета нуждающихся снята в связи с выездом в другой муниципальный район.
Также судом обоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что Давидюк В.Н. на основании заявления от 1987 года в соответствии с решением Исполнительного комитета Манского районного Совета народных депутатов Красноярского края от 03 февраля 1988 г. N 28 была включена в список N 5 по категории "лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, согласно законодательства Союза СССР", в связи с тем, что дочь Давидюк В.Н. в лице "данные изъяты" имела заболевание "данные изъяты" поскольку согласно имеющемуся в деле ордеру "данные изъяты" семье Давидюк В.Н. "данные изъяты" было предоставлено жилое помещение по адресу: "данные изъяты" При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, что "данные изъяты" вписанная в ордер в качестве нанимателя, состояла в какой-либо очереди на улучшение жилищных условий, а также того, что истица Давидюк В.Н. после 1989 года продолжила состоять на учете нуждающихся.
Напротив, в 2007 году истица была вновь принята на учет нуждающихся в жилом помещении по иному основанию - в связи с обеспеченностью жилье менее установленной учетной нормы. При этом действующим в тот момент Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, имеющееся у дочери истицы "данные изъяты" заболевание - " "данные изъяты" не предусмотрена.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе Давидюк В.Н. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В целом доводы жалобы Давидюк В.Н. фактически повторяют ее позицию, изложенную в исковом заявлении и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, поскольку проверялись судом первой инстанции при разрешении спора и со ссылками на нормы права, а также на исследованные доказательства обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, приведенным в постановленном по делу решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 2 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Давидюк В.Н.- без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.