Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макурина В.М.,
судей Русанова Р.А., Славской Л.А.
при секретаре Шалаевой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Железнодорожного района г.Красноярска к Иевлеву "данные изъяты", Костроминой "данные изъяты", Енокян "данные изъяты", Лобанову "данные изъяты", Котельникову "данные изъяты" о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для осмотра на предмет переустройства и (или) перепланировки,
по апелляционной жалобе Иевлева Д.В.,
по апелляционной жалобе Лобанова В.В.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 20 октября 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации Железнодорожного района г.Красноярска удовлетворить.
Обязать Иевлева "данные изъяты", Костромину "данные изъяты", Енокян "данные изъяты", Лобанова "данные изъяты", Котельникова "данные изъяты" обеспечить доступ представителям Администрации Железнодорожного района г.Красноярска в жилое помещение по адресу: "адрес", для проведения мероприятий по осмотру жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Иевлева "данные изъяты" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Костроминой "данные изъяты" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Енокян "данные изъяты" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Лобанова "данные изъяты" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
Взыскать с Котельникова "данные изъяты" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Русанова Р.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Железнодорожного района г.Красноярска обратилась в суд с иском к Иевлеву Д.В., Костроминой А.И., Скворцовой Е.А., Черепановой Н.Е., Котельникову В.А. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для осмотра на предмет переустройства и (или) перепланировки, ссылаясь на то, что в администрацию Железнодорожного района г.Красноярска поступило обращение председателя Совета многоквартирного дома "адрес" Соловей Н.А., содержащее информацию о том, что в квартире "адрес" произведена самовольная перепланировка и (или) переустройство, данная квартира разделена на пять квартир, которые сдаются в аренду. Квартиросъемщики доставляют беспокойство жильцам, тем самым выполненные работы нарушают права и законные интересы граждан, создают угрозу их жизни и здоровью. Специалистами Администрации Железнодорожного района г.Красноярска направлялись уведомления собственникам спорной квартиры с просьбой предоставить доступ для осмотра, однако доступ предоставлен не был. Просили обязать Иевлева Д.В., Костромину А.И., Скворцову Е.А., Черепанову Н.Е., Котельникова В.А. предоставить представителям Администрации Железнодорожного района г.Красноярска доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" для проведения мероприятий по осмотру данного жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки.
Определением от 15.09.2015 года произведена замена ненадлежащего ответчика Скворцовой (Миллер) Е.А. надлежащим - Енокян А.А.
Определением от 20.10.2015 года произведена замена ненадлежащего ответчика Черепановой Н.Е. надлежащим - Лобановым В.В.
Судом постановленовышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Иевлев Д.В. просит отменить решение суда, указывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска ему никогда не вручалось уведомление о предстоящем обследовании его квартиры на предмет самовольного переустройства и (или) перепланировки.
В апелляционной жалобе Лобанов В.В. просит отменить решение суда по основаниям, указанным в апелляционной жалобе Иевлева Д.В.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах, предусмотренных ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о заседании и не ходатайствовавших об отложении судебного разбирательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (п.2.2).
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (пункт 4).
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица муниципального жилищного контроля вправе посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследование.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Статьей 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника жилого помещения, в том числе обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 25 от 21 января 2006 года установлена обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме пользоваться жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 17).
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 17.1).
Согласно Положения об администрации района г.Красноярска, утвержденного Распоряжением Администрации г. Красноярска N 46-р от 26.02.2007 года, администрация района в городе Красноярске (далее - районная администрация) является территориальным подразделением администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города (пункт 1.1).
Районная администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Красноярского края, Уставом и иными правовыми актами города Красноярска и настоящим Положением (пункт 1.2).
В сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация участвует в приемке работ по произведенному переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в порядке, установленном правовыми актами города, а также устанавливает факты самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и составляет акты об их установлении, выносит собственнику жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или нанимателю такого жилого помещения по договору социального найма предупреждение о приведении жилого помещения в прежнее состояние, а в случае неустранения нарушений жилищного законодательства в установленный срок, обращается в суд с исковым заявлением о приведении жилого помещения в прежнее состояние (до перепланировки и (или) переустройства) или продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (в отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности), о расторжении договора социального найма (в отношении муниципальных жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма (пункт 2.2.3).
К полномочиям администрации района также отнесено взаимодействие с налоговыми и другими государственными контрольно-надзорными органами (пункт 3.2); выступать от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах, правоохранительных органах в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации.
При представлении интересов муниципального образования город Красноярск районная администрация вправе в пределах предоставленных полномочий предъявлять и подписывать иски, обжаловать судебные акты, а также иметь права и нести обязанности, предусмотренные Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации (пункт 3.8).
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации N 266 от 28.04.2005 года "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", Администрацией г.Красноярска принято Постановление N 572 от 14.11.2005 года "Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г.Красноярска", в соответствии с которым на администрации районов возложена обязанность утвердить состав комиссий, компетенцией которых является: приемка работ по произведенному переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в соответствии с Положением о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г. Красноярска; выявление фактов самовольного переустройства и (или) перепланировки; составление актов об установлении факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу пункта 5.3 данного Положения, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в срок и в порядке, установленном администрацией района в городе. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в пункте 5.3 настоящего Положения срок, управляющая организация либо муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" представляет в администрацию района в городе акт, подтверждающий, что жилое помещение не приведено в прежнее состояние, после чего администрация района в городе обращается в суд в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 5.4).
Судом установлено и из материалов дела следует, что квартира по адресу: г "адрес" является общей долевой собственностью Иевлева Д.В. (150/794 доли), Котельникова В.А. (151/794 доли), Костроминой А.И. (190/794 доли), Енокян А.А. (152/794 доли), Лобанова В.В. (151/794 доли).
04.02.2015 года председатель Совета дома по адресу: "адрес" - Соловей Н.А. обратилась в администрацию Железнодорожного района г.Красноярска с заявлением, в котором указала, что четырехкомнатная квартира N "данные изъяты" переделана в пятикомнатную, а трехкомнатная квартира N "данные изъяты" переделана в четырехкомнатную. Эти квартиры сдаются в наем, квартиросъемщики доставляют беспокойство жильцам дома. Просит принять меры по устранению перепланировки.
09.02.2015 года Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска собственникам квартиры N "адрес" направлено уведомление N "данные изъяты" о том, что 12.02.2015 года в 15-00 часов состоится обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" для установления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Администрация Железнодорожного района г.Красноярска просила обеспечить: присутствие полномочного представителя при проведении обследования жилого помещения по адресу: "адрес"; доступ в жилое помещение должностных лиц, уполномоченных на проведение обследования жилого помещения, а также просила представить правоустанавливающие документы на квартиру и технический паспорт указанного жилого помещения.
Согласно акту от 12.02.2015 года, составленному главным специалистом отдела ЖКХ администрации Железнодорожного района г.Красноярска, доступ для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", не предоставлен.
Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска 03.03.2015 года был дан ответ председателю Совета дома по адресу: "адрес" Соловей Н.А. на ее обращение, в котором указано, что по информации Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых помещений N "адрес", не принимались.
12.02.2015 года специалистами администрации района осуществлен выезд по адресу: "адрес" квартиры NN "данные изъяты", доступ в которые собственниками не предоставлен. Администрация района установиласобственников жилых помещений NN "данные изъяты" расположенных по "адрес" и направила обращение об обеспечении должностным лицам, уполномоченным на проведение обследования, доступа в жилое помещение для осмотра на предмет самовольной перепланировки, с предупреждением о том, что при неоднократном отказе предоставить доступ для осмотра указанных помещений, администрацией района будет инициировано обращение в суд с исковым заявлением об обязании собственников помещения предоставить доступ в жилое помещение для осмотра на предмет перепланировки.
12.03.2015 года администрацией Железнодорожного района г.Красноярска в адрес собственников квартиры "адрес" направлено уведомление N "данные изъяты" о том, что 30.03.2015 года в 10-00 часов состоится обследование жилого помещения по адресу: "адрес" для установления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Администрация Железнодорожного района г.Красноярска просила обеспечить: присутствие полномочного представителя при проведении обследования жилого помещения по адресу: "адрес"; доступ в жилое помещение должностных лиц, уполномоченных на проведение обследования жилого помещения по адресу: "адрес", а также просила представить правоустанавливающие документы на квартиру и технический паспорт указанного жилого помещения.
В соответствии с актом от 30.03.2015 года, составленным главным специалистом отдела ЖКХ по работе с населением и общественностью администрации Железнодорожного района г.Красноярска, доступ для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", не предоставлен.
02.04.2015 года администрацией Железнодорожного района г.Красноярска собственникам квартиры N "адрес" вновь направлено уведомление N "данные изъяты" о том, что 15.04.2015 года в 14-30 часов состоится обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" для установления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Администрация Железнодорожного района г.Красноярска просила обеспечить: присутствие полномочного представителя при проведении обследования жилого помещения по адресу: "адрес" доступ в жилое помещение должностных лиц, уполномоченных на проведение обследования жилого помещения по адресу: "адрес", а также просьба представить правоустанавливающие документы на квартиру и технический паспорт указанного жилого помещения.
В соответствии с актом от 15.04.2015 года, составленным главным специалистом отдела ЖКХ администрации Железнодорожного района г.Красноярска, доступ для обследования жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", не предоставлен.
Установив указанные обстоятельства и принимая во внимание приведенные выше положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении обязанности на ответчиков обеспечить доступ представителям Администрации Железнодорожного района г.Красноярска в жилое помещение по адресу: "адрес", для проведения мероприятий по осмотру жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки, в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, поскольку своими действиями ответчики препятствуют администрации района в исполнении ею возложенных на администрацию законом обязанностей.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку считает их основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционных жалоб Иевлева Д.В. и Лобанова В.В. о том, что им никогда не вручалось уведомление о предстоящем обследовании квартиры на предмет самовольного переустройства и (или) перепланировки, не принимаются во внимание, поскольку не основаны на материалах дела. Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам жалоб ответчиков.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 20 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Иевлева Д.В. и Лобанова В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.