Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Платова А.С.
судей - Сударьковой Е.В., Емельянова В.А.
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. гражданское дело по исковому заявлению Кудрина "данные изъяты" к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) о понуждении "произвести уточнение размера трудовой пенсии с учетом РазъясненияN4", пересчитать ПК\2, учесть иной стажевый коэффициент, и выплатить суммы недополученной пенсии с 07.11.2013 г.,
по апелляционной жалобе Кудрина "данные изъяты",
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 декабря 2016 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Кудрина "данные изъяты" к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудрин В.Г. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в г. Ачинске Красноярского края (межрайонное) о понуждении "произвести уточнение размера трудовой пенсии с учетом РазъясненияN4" и выплатить суммы недополученной пенсии с 07.11.2013 г ... Требования мотивировал тем, что он является пенсионером по старости. Трудовая пенсия ему установлена Отделением Пенсионного фонда РФ в г. Ачинске и Ачинском районе Красноярского края с 7 ноября 2013 года в размере 10 814 рублей 78 копеек. Однако, полагает, что при исчислении размера пенсии в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от 17.12.2001 (далее - Закона N 173-ФЗ), Ответчиком были нарушены его права, что существенно сказалось на её размере.
С учетом неоднократных уточнений исковых требований истец просит суд обязать ответчика в расчетах его пенсии по Закону РФ N173-ФЗ учесть стажевой коэффициент в размере 0,6 вместо 0,56 при определении ПК на основании Разъяснений N4 и учесть ПК2 (вместо 685682,75 рублей изменить на 791612,82 руб.). Основание п.2.4 формы СЗИ-6 (данных персонифицированного учета застрахованных лиц).
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Королеву А.С.., действующую на основании доверенности от 09.01.2017 г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности,
страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;
индивидуальный лицевой счет - совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В силу ст. 10 указанного Закона, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Статьей 14 N173-ФЗ указана формула, по которой определяется размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится в соответствии с требованиями ст. 30 указанного Закона.
Так, согласно п.2 ст. 30 N173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона РФ N173-ФЗ, районный коэффициент участвует в расчете размера пенсии опосредованно, через отчисления страховых взносов от получаемой заработной платы, начисленной с учетом районных коэффициентов и северных надбавок.
В силу пункта 4 ст. 30 Федерального Закона N173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абз. 7-9 настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в пп.1-5 п.1 ст.28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую действительно, в том числе включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Согласно пункта 6, для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.
В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с п.3 или 4 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия.
Как установлено в суде первой инстанции и следует из материалов дела, Кудрин В.Г. при достижении 60-летнего возраста, 30.10.2013 г. обратился в Пенсионный орган-УПФР в г. Ачинске и Ачинском районе с заявлением о назначении ему пенсии по старости на основании ст.7 Федерального Закона N173-ФЗ.
Для назначения трудовой пенсии по старости Кудриным В.Г. предоставлена трудовая книжка от 22.03.1979 г., кроме того, пенсионным органом запрашивались дополнительные документы, после получения которых, определен общий трудовой стаж Кудрина В.Г., который на 01.01.2002 составил 26 лет 2 месяца 17 дней, общий трудовой стаж на 01.01.1991 года составил 15 лет 2 месяца 17 дней.
Размер его пенсии определялся пенсионным органом, на основании волеизъявления Кудрина В.Г., по правилам, предусмотренным ст. 30 Закона РФ N173-ФЗ.При этом, ответчик вправе был произвести расчет размера пенсии Кудрина В.Г. лишь по правилам, предусмотренным в пункте 3 либо пункте 4 указанной нормы закона, по наиболее выгодному для пенсионера варианту.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при расчете размера пенсии по старости Кудрину В.Г. Пенсионный орган, обоснованно пришел к выводу о применении в отношении Кудрина В.Г. и назначении ему пенсии при ее расчете в соответствии с требованиями пункта 3 ст. 30 Закона РФ N173-ФЗ, поскольку при данном варианте размер его пенсии составил 10 978,57 руб., в отличие от варианта, рассчитанного правилам пункта 4 статьи 30 указанного закона, где размер пенсии был бы определен в 9095,66 руб. Суд первой инстанции не нашел каких-либо нарушений требований пенсионного законодательства при расчете Кудрину В.Г. размера его пенсии по старости на основании его заявления от 30.10.2013 г., поскольку расчет произведен с учетом периодов его работы и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002 г., максимально увеличенного для этого стажевого коэффициента, установленного законом, исходя из предоставленных истцом и запрошенных самим пенсионным органом сведений о заработной плате Кудрина В.Г. за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г.г., с учетом отношения среднего заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране в данный период времени, размера базовой части трудовой пенсии на 01.01.2002 г., индексации пенсий на 07.11.2013 г., валоризации за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 г., а также величины страховых взносов, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Кудрина В.Г. с применением предусмотренного ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" для лиц 1966 года рождения и старше тарифа 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, независимо от стажа лица, претендующего на назначение пенсии по старости после 31.12.2001 г., при его выборе расчета пенсии в соответствии с пунктом 4 ст. 30 2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его стажевый коэффициент не может повышаться за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности более чем на 0,20.
Кроме того, в силу требований ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.
При этом, указанной нормой закона предусмотрен учет сумм начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
Для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
Согласно Постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вместе с Разъяснением Минтруда РФ от 17.10.2003 N 4), на которые ссылается истец в обоснование своих доводов, при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую(статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
При оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со ст.30 Закона от 17 декабря 2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 г., размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Таким образом, основным законодательным актом, регулировавшим до 01 января 2002 г. пенсионные правоотношения в Российской Федерации, являлся Закон РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым было закреплено два самостоятельных порядка исчисления размера пенсии-с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) и без его применения.
Фактически предусмотренный пунктом 3 статьи 30 Закона РФ N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав аналогичен ранее существовавшему порядку исчисления пенсии с применением ИКП.
Согласно положениям Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан", для граждан, приобретших пенсионные права до 01 января 2002 г., оценка пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" также возможна, исходя из их волеизъявления. Именно из этого исходил законодатель, закрепив в ст.30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6) и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.9).
Таким образом, выбор варианта конвертации осуществляется с учетом волеизъявления застрахованного лица и в том числе возможен при установлении права на трудовую пенсию вариант применения льготного исчисления страхового стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Закона РФ N173-ФЗ, т.е. до 01 января 2002 г.
Однако, при исчислении страхового стажа, дающего право на трудовую пенсию по старости ( с 01.01.2015 г.-страховую пенсию) по указанному варианту, не может быть применен порядок исчисления общего трудового стажа при оценке пенсионных прав.
Доводы апелляционной жалобы были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
При таких обстоятельствах, решение суда следует признать правильным, оно вынесено с учетом всех обстоятельств дела и доводов сторон.
Нарушений процессуального закона, являющихся в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ самостоятельным основанием для отмены или изменения судебного решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 14 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.