Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Полынцева С.Н.,
судей: Славской Л.А., Жуля А.В.,
при секретаре: Некрасовой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.
административное дело по административному исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края о признании незаконным действий администрации МО Есаульский сельсовет по наделению полномочиями по осуществлению муниципального контроля МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета",
по апелляционной жалобе представителя администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края Казаковой Ю.И.,
на решение Березовского районного суда Красноярского края от 10 ноября 2016 года, которым постановлено:
"Административные исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, удовлетворить.
Признать действия администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края по наделению полномочиями по осуществлению муниципального контроля МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" незаконными.
Признать п.п. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" по наделению МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" полномочиями по осуществлению муниципального лесного контроля, по осуществлению муниципального жилищного контроля, по осуществлению муниципального контроля в области архитектуры и градостроительной деятельности, незаконными.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Березовский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента принятия в окончательной форме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Березовского района Красноярского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Есаульского сельсовета, в котором с учетом уточнения исковых требований просил признать действия администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края по наделению полномочиями по осуществлению муниципального контроля МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" незаконными, признать п.п. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" по наделению МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" полномочиями по осуществлению муниципального лесного контроля, по осуществлению муниципального жилищного контроля, по осуществлению муниципального контроля в области архитектуры и градостроительной деятельности, незаконными.
Требования мотивированы тем, что в нарушение требований Федеральных законов N 131-ФЗ и N 294-ФЗ, Устава Есаульского сельсовета, Жилищного кодекса Российской Федерации, МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета", наделено полномочиями по муниципальному лесному, жилищному контролю и муниципальному контролю в области архитектуры и градостроительной деятельности, указанными в п.п. 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета".
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Есаульского сельсовета Березовского района Красноярского края Казакова Ю.И. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, судом не в полной мере исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает на то, что МКУ "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" было создано и зарегистрировано в установленном законом порядке, утвержден Устав организации и назначен директор, и решением Есаульского сельского Совета депутатов от 13.10.2016 года указанное учреждение было включено в структуру администрации Есаульского сельсовета.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том, числе осуществление муниципального жилищного и лесного контроля.
Согласно ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии со ст.6 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Как следует из п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;
Из приведенных норм права следует, что осуществление муниципального контроля относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 6 Устава Есаульского сельского Совета Березовского района Красноярского края предусмотрены органы и должностные лица местного самоуправления, это: Глава Есаульского сельсовета, Есаульский сельский Совет депутатов и Администрация Есаульского сельсовета.
Статьей 7.2 Устава Есаульского сельского Совета предусмотрено, что администрация Есаульского сельсовета является органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. К полномочиям администрации по осуществлению функции муниципального контроля относятся, в том числе организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, в том числе проведение плановых и внеплановых проверок в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации Есаульского сельсовета от 16.01.2015 г. N 2 создано муниципальное казенное учреждение "Организация экономического развития Есаульского сельсовета" (далее МКУ "ОЭР Есаульского сельсовета"), утвержден его устав и назначен директор.
В соответствии с п. 1.4. и 1.6. Устава МКУ "ОЭР Есаульского сельсовета", учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Есаульский сельсовет на основании сметы.
Согласно п.2.1 Устава, учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Есаульского сельсовета в сфере оказания муниципальных услуг, выполнение работ. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
В соответствии с п.п.2.3.2, 2.3.3, 2.3.4 Устава, для достижения своей цели Учреждение осуществляет следующие виды деятельности, в том числе:
- выполнение работ по осуществлению муниципального лесного контроля (п. 2.3.2);
- выполнение работ по осуществлению муниципального жилищного контроля (п. 2.3.3);
- выполнение работ по осуществлению муниципального контроля в области архитектуры и градостроительной деятельности (п. 2.3.4).
МКУ "ОЭР Есаульского сельсовета" в структуру администрации Есаульского сельсовета не входит, что подтверждается, в том числе представленным в суде апелляционной инстанции решением N 2-6 от 16.02.2017 года Есаульского сельского Совета депутатов.
Удовлетворяя требования административного искового заявления суд первой инстанции правомерно исходил из того, что деятельность по муниципальному контролю может вестись только органами местного самоуправления, а в данном случае администрацией Есаульского сельсовета, к которой МКУ "ОЭР Есаульского сельсовета" не относится.
Кроме того, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в силу ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ, полномочия по муниципальному контролю в области архитектуры и градостроительной деятельности не относятся к полномочиям местного значения сельского поселения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах права и представленных сторонами доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что полномочия по осуществлению муниципального контроля могут быть переданы муниципальному казенному учреждению судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку данные полномочия в соответствии с указанными нормами права принадлежат исключительно органам местного самоуправления, а в рассматриваемом случае, в соответствии со ст.7.2 Устава Есаульского сельского Совета администрации Есаульского сельсовета, в структуру которой МКУ "ОЭР Есаульского сельсовета" входить не может.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определилобстоятельства, имеющие юридическое значение для дела, исследовал их, верно применил нормы материального права и не допустил нарушений процессуальных норм, которые могли бы повлечь отмену постановленного судом решения. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Березовского районного суда Красноярского края от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.