Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.,
при секретаре Дорошковой М.В.,
с участием представителя административного истца Игошина В.В. по доверенности Барановской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игошина "данные изъяты" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации Березовского района Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Игошин В.В. (далее административный истец), являясь собственником земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0501001:621, 24:04:0501001:622, 24:04:0501001:1043 и 24:04:0501001:1058, расположенных в Березовском районе Красноярского края обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации Березовского района Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённая в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость указанных выше земельных участков в размере 3 838 290,64руб., 6 205 004руб., 9 155 957,02руб. и 11 759 964,44руб. не соответствует их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога.
559 000руб. и 718 000руб., определенной по состоянию на 31.01.2013.
Просил об установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости, а именно - 480 000руб. для земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:621, 776 000руб. - для земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:622, 559 000руб. - для земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1043 и 718 000руб. - для земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1058.
В судебное заседание представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Правительства Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и администрации Березовского района Красноярского края не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца Игошина В.В. - Барановской Е.И., действующую по доверенности, поддержавшую заявленные требования, изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0501001:621, 24:04:0501001:622, 24:04:0501001:1043 и 24:04:0501001:1058, принадлежат на праве собственности Игошину В.В., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 16, т. 2 л.д. 1, т. 3 л.д. 1, т. 4 л.д. 1).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края.
Земельные участки с кадастровыми номерами 24:04:0501001:621, 24:04:0501001:622, 24:04:0501001:1043 и 24:04:0501001:1058 в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти участки не были сформированы и учтены в государственном кадастре недвижимости.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19.07.2016 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:621 составляет 3 838 290,64руб., с кадастровым номером 24:04:0501001:622 - 6 205 004руб., с кадастровым номером 24:04:0501001:1043 - 9 155 957,02руб., с кадастровым номером 24:04:0501001:1058 - 11 759 964,44руб. (т. 1 л.д. 17, т. 2 л.д. 2, т. 3 л.д. 2, т. 4 л.д. 2).
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0501001:621 и 24:04:0501001:622 определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 10.01.2012 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере 3 838 290,64руб. и 6 205 004руб. соответственно.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0501001:1043 и 24:04:0501001:1058 определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 31.01.2013 Управлением Росреестра по Красноярскому краю в размере 9 155 957,02руб. и 11 759 964,44руб. соответственно.
Оспаривая указанную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчеты об оценке от 01.12.2016 N 155/9-ЗУ/16, N 155/10-ЗУ/16, N 155/8-ЗУ/16 и от 27.11.2016 N 155/7-ЗУ/16, выполненные оценщиком Карелиным О.И., в которых рыночная стоимость объектов оценки с кадастровым номером 24:04:0501001:621 составляет 480 000руб., с кадастровым номером 24:04:0501001:622 по состоянию на 29.09.2011 составляет 776 000руб.; земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1043 по состоянию на 31.01.2013 составляет 559 000руб., и земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1058 по состоянию на 31.01.2013 составляет 718 000руб. (т. 1 л.д. 19-205, т. 2 л.д. 3-185, т. 3 л.д. 3-204, т. 4 л.д. 3-202).
Соответствие отчетов требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, полнота и достоверность проведенных расчетов, расчет стоимости объекта оценки, проведенный оценщиком подтверждается положительными экспертными заключениями от 13.12.2016 N 1378/12/016, N 1379/12/016 и от 12.12.2016 N 1376/12/016, N 1377/12/016, некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация оценщиков "СИБИРЬ", членом которого является оценщик Рябцев Е.Ю. (т. 1 л.д. 206-221, т. 2 л.д. 186-201, т. 3 л.д. 205-220, т. 4 л.д. 203-218).
Согласно ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с п. 7 Федеральных стандартов оценки N 1 (далее ФСО) подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода (п. 20 ФСО N 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка оценщиками применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденным Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 06.03.2002 N 568-р, применение метода сравнения продаж предполагает определение элементов, по которым осуществляется сравнение объекта оценки с объектами-аналогами; определение по каждому из элементов сравнения характера и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; определение по каждому из элементов сравнения корректировок цен аналогов, соответствующих характеру и степени отличий каждого аналога от оцениваемого земельного участка; корректировку по каждому из элементов сравнения цен каждого аналога, сглаживающую их отличия от оцениваемого земельного участка; расчет рыночной стоимости земельного участка путем обоснованного обобщения скорректированных цен аналогов.
В результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов) по общему правилу должны быть близки друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги, элементы, по которым проводится сравнение значения корректировок.
Судом исследованы отчеты от 01.12.2016 N 155/9-ЗУ/16, N 155/10-ЗУ/16, N 155/8-ЗУ/16 и от 27.11.2016 N 155/7-ЗУ/16 (т. 1 л.д. 19-205, т. 2 л.д. 3-185, т. 3 л.д. 3-204, т. 4 л.д. 3-202) и установлено, что оформление и содержание отчетов об оценке соответствует требованиям ст. 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Положительные экспертные заключения от 13.12.2016 N 1378/12/016, N 1379/12/016 и от 12.12.2016 N 1376/12/016, N 1377/12/016 (т. 1 л.д. 206-221, т. 2 л.д. 186-201, т. 3 л.д. 205-220, т. 4 л.д. 203-218) так же отвечают требованиям, установленным к ним законодательством Российской Федерации, из их выводов следует, что представленные отчеты соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и подтверждают величину рыночной стоимости данных земельных участков, определенную в отчете.
Достоверность данных, содержащихся в отчетах, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Оснований не согласиться с выводами оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:621 по состоянию на 29.09.2011 составляет 480 000руб., с кадастровым номером 24:04:0501001:622 по состоянию на 29.09.2011 составляет 776 000руб.; земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1043 по состоянию на 31.01.2013 составляет 559 000руб., и земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1058 по состоянию на 31.01.2013 составляет 718 000руб. не имеется.
Таким образом, заявленный административным истцом размер рыночной стоимости земельных участков подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Административный истец является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующие действительной рыночной стоимости этого объекта налогообложения, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:621 должна быть определена равной рыночной в размере 480 000руб., определенной по состоянию на 29.09.2011, земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:622 должна быть определена равной рыночной в размере 776 000руб., определенной по состоянию на 29.09.2011; земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1043 должна быть определена равной рыночной в размере 559 000руб, по состоянию на 31.01.2013 и земельного участка с кадастровым номером 24:04:0501001:1058 должна быть определена равной рыночной в размере 718 000руб, по состоянию на 31.01.2013.
Рыночная стоимость указанных выше земельных участков подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах, заявленное административным истцом требование подлежит удовлетворению.
Датой обращения Игошина В.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0501001:621, 24:04:0501001:622, 24:04:0501001:1043 и 24:04:0501001:1058, следует считать дату поступления соответствующего заявления в суд - 28.12.2016.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Игошина "данные изъяты" - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 10 454 кв.м., с кадастровым номером 24:04:0501001:621, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, северо-западнее д.Кузнецово, контур пашни N 4, 5, 6, контур пастбищ N 3, 5, 7 в размере его рыночной стоимости - 480 000 рублей, определенной по состоянию на 29.09.2011.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 16 900 кв.м., с кадастровым номером 24:04:0501001:622, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, северо-западнее д.Кузнецово, контур пашни N 4, 5, 6, контур пастбищ N 3, 5, 7 в размере его рыночной стоимости - 776 000 рублей, определенной по состоянию на 29.09.2011.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 25 657 кв.м., с кадастровым номером 24:04:0501001:1043, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, северо-западнее д.Кузнецово, контур пашни N 4, 5, 6, контур пастбищ N 3, 5, 7 в размере его рыночной стоимости - 559 000 рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 32 954 кв.м., с кадастровым номером 24:04:0501001:1058, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, северо-западнее д.Кузнецово, контур пашни N 4, 5, 6, контур пастбищ N 3, 5, 7 в размере его рыночной стоимости - 718 000 рублей, определенной по состоянию на 31.01.2013.
Датой обращения Игошина В.В. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 24:04:0501001:621, 24:04:0501001:622, 24:04:0501001:1043 и 24:04:0501001:1058, считать 28.12.2016.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда
Д.И. Пашковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.