Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 16 февраля 2017 г. по делу N 33а-97/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.
и судей - Андрусова В.А.,
- Пестрикова О.В.,
при секретаре - Помниковой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Сазонова Д.М. на решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2016 года по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Лёвина А.О. поданному его представителем Сазоновым Д.М., об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в разрешении регистрации по месту жительства.
Заслушав доклад судьи Пестрикова О.В., объяснения представителя административного истца - Сазонова Д.М. в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением суда административное исковое заявление Лёвина, в котором он оспаривал действия Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Востокрегионжилье") об отказе в согласовании документов для регистрации по месту жительства его и членам его семьи по адресу предоставленного служебного жилого помещения: "адрес", оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель административного истца - Сазонов Д.М. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своей просьбы автор апелляционной жалобы, анализируя нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующие предоставление гражданам специализированных жилых помещений и пользование ими, указывает, что, поскольку Лёвин и члены его семьи освободили установленным порядком ранее предоставленное служебное жилое помещение, снялись с регистрационного учета и им было предоставлено другое жилое помещение также специализированного жилищного фонда, они в силу Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" вправе быть зарегистрированными по месту своего фактического жительства, а не пребывания.
Что касается указания в договоре найма служебного жилого помещения, заключенного с административным истцом, ограничительного срока предоставления жилого помещения - в пределах действия контракта о прохождения военной службы, то оно, по мнению автора жалобы, противоречит статье 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищного фонду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.
Рассмотрев материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Признавая правомерным отказ Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в согласовании документов для постоянной регистрации Лёвина и членов его семьи по месту фактического их проживания, суд первой инстанции исходил из условий заключенного с административным истцом договора найма служебного жилого помещения в части ограничения срока пользования данным жилым помещение до окончания заключенного Лёвиным контракта о прохождении военной службы - до 11 июня 2018 года.
Между тем данный вывод суда является ошибочным.
Согласно части 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения, к которым относятся и служебные жилые помещения, одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственный власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания. Частью 8 названной нормы предусмотрено, что типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 утвержден Типовой договор найма служебного жилого помещения, где в пунктах 2 и 5 указано, что жилое помещение предоставляется гражданину, в частности, в связи с прохождением службы, а договор найма заключается на время прохождения службы.
Как следует из материалов дела, 6 июля 2016 года Министерство обороны Российской Федерации в лице начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" заключило с Лёвиным договор N 326 найма предоставленного служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в котором указан срок пользования данным жилым помещением до окончания срока контакта о прохождении административным истцом военной службы - до 11 июня 2018 года.
В связи с этим ВРИО начальника названного ФГКУ отказал Лёвину в согласовании документов для постоянной регистрации по месту жительства, предложив административному истцу представить документы для регистрации по месту пребывания по вышеуказанному адресу.
Между тем в статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" раскрыты понятия регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по мету жительства и указано, что является местом пребывания и местом жительства.
Так, в частности, жилое помещение специализированного жилищного фонда, к которому в силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации относятся и служебные жилые помещения, является местом жительства гражданина, в котором он проживает по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно статье 5 названного Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.
Аналогичные положения содержатся и в Правилах регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных в соответствии со статьей 3 вышеуказанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
При таких обстоятельствах, поскольку Лёвину и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение для проживания на период прохождения административным истцом военной службы, которое в силу вышеприведенных правовых норм является их местом жительства, а срок службы Лёвина превышает 90 дней (до 11 июня 2018 года), вывод суда первой инстанции о правомерности отказа ФГКУ "Востокрегинжилье" в согласовании документов для регистрации административного истца и членов его семьи по месту их фактического жительства не основан на законе.
При этом указание в договоре найма служебного жилого помещения ограничительного срока пользования данным жилым помещением - до окончания срока контракта о прохождении Лёвиным военной службы, не дает административному ответчику оснований для разрешения административному истцу и членам его семьи временной регистрации по месту пребывания в предоставленном служебном жилом помещении, в котором они согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право проживать в течение всего периода военной службы Лёвина, а не только в пределах заключенного последним контракта.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.308, п.1 ст.309, ч.3 ст.310 и ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Лёвина А.О., поданному его представителем Сазоновым Д.М., об оспаривании действий Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в разрешении регистрации по месту жительства, отменить.
Принять по делу новое решение:
"Административное исковое заявление Лёвина Антона Олеговича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в согласовании документов для регистрации Лёвина А.О. и членов его семьи по месту жительства по адресу: "адрес", обязав административного ответчика согласовать установленным порядком необходимые документы для оформления регистрации названных лиц по месту жительства по вышеуказанному адресу".
Согласовано
Судья О.В. Пестриков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.