Апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда Хабаровского края от 10 января 2017 г. по делу N 33а-9/2017
Судебная коллегия Дальневосточного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Кураксина А.С.,
судей - Самовалова А.В. и Андрусова В.А.,
при секретаре - Помниковой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 17 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению "данные изъяты" "данные изъяты" Басова И.А. об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Заслушав доклад судьи Андрусова В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 17 октября 2016 года административное исковое заявление Басова И.А., в котором он просил признать незаконными действия начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ") по снятию его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обязав указанное должностное лицо восстановить его в списках нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в количестве 1 человека с обеспечением жилым помещением в г. Москва, оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Басов И.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции, автор жалобы, ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ и разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8, отмечает, что гарнизонным военным судом неверно истолкован п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части обязательности предоставления им соответствующих документов о сдаче жилого помещения по месту прохождения военной службы, так как не было учтено, что предоставление ему служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в г. Пскове не является обеспечением его жилым помещением для постоянного проживания.
Далее автор жалобы отмечает, что суд пришел к неверному выводу о том, что он не сдал установленным порядком жилое помещение в г. Пскове, тем самым распорядился положенной ему жилой площадью, передав его в пользование членам своей семьи, что, по его мнению, противоречит фактическим обстоятельствам дела, так как его бывшая супруга до октября 2012 года являлась военнослужащей и, соответственно, имела право на обеспечение служебным жилым помещением. Ранее действовавшая Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, не содержала механизма сдачи служебных жилых помещений.
Также Басов И.А. в своей жалобе указывает, что гарнизонный военный суд, вопреки требованиям пункта 3 части 4 статьи 180 КАС РФ, не привел обстоятельств, на основании которых он отверг представленные им доказательства. Исследованная гарнизонным военным судом карточка учета жилых помещений, предоставляемых ему в период прохождения военной службы, не может являться доказательством того, что им не сданы жилые помещения, полученные от Министерства обороны РФ в г. Мурманске, г. Пскове и г. Кандалакше Мурманской области, так как им в гарнизонный военный суд предоставлены документы, которые опровергают этот факт.
Снимая его с учета, продолжает автор жалобы, начальник ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ в своем решении указал в качестве основания к этому на п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ. Вместе с тем, ни административным ответчиком, ни судом, не указано, какие из представленных им документов и сведений не соответствуют действительности, либо какие неправомерные действия совершены должностным лицом, ранее принявшим его на учет.
Анализируя разъяснения, данные пленумом Верховного суда РФ в пунктах 25 и 27 своего постановления от 29 мая 2014 года N 8, а также положения пп. "и" п.7 и п.10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, Басов И.А. приходит к выводу, что добровольное расторжение им в одностороннем порядке договора найма служебного жилого помещения и снятие с регистрационного учета в г. Пскове не является основанием для лишения его права на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, поскольку в дальнейшем у него отсутствовала возможность пользоваться, владеть и распоряжаться служебным жилым помещением в указанном населенном пункте.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исследовав все представленные доказательства, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности решения начальника ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнения в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Как было установлено в ходе разбирательства дела, решением начальника ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 20 ноября 2016 года N 86 Басов И.А. на основании пп. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ снят с учета в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Основанием такого решения послужило предоставление административному истцу в марте 2004 года служебного жилого помещения в период прохождения военной службы в военной прокуратуре гарнизона в городе Пскове по "адрес" общей площадью 79,5 кв.м, на него и трех членов семьи, которое жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации он не сдал, снявшись в феврале 2007 года с регистрационного учета по данному адресу. В 2010 году данное жилое помещение было приватизировано бывшей супругой (брак расторгнут 5 декабря 2006 г.) и его двумя сыновьями.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определен в статьях 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведенные нормативные акты подлежат применению в системной единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь определенным категориям военнослужащих), так и дополнительные обязанности, в том числе обязанность по сдаче ранее полученного жилья.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть представлены документы, предоставляющий права состоять на учете. Для военнослужащих, согласно "Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N1280, при постановке на учет необходимо подать заявление с приложением, в том числе сведений о наличии (отсутствия) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Из анализа положений статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к категории которых и относится Басов И.А., осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах вышеназванного Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только одни раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает указанную выше обязанность военнослужащего сдать ранее выделенное ему жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, ранее обеспеченных жильем для постоянного проживания в период военной службы, Законом не предусмотрено.
В силу вышеприведенных правовых норм, если военнослужащий либо члены его семьи распорядились полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации жилым помещением и не могут его сдать в установленном порядке, то такой военнослужащий не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что Басов И.А. при подачи заявления о постановке на учет нуждающихся не предоставил документы о сдаче жилого помещения в г. Пскове, полученного им ранее от Министерства обороны Российской Федерации, в настоящее время он лишен возможности сдать в государственную или муниципальную собственность вышеуказанное жилое помещение, а это в силу положений пунктов 17 и 18 вышеуказанной Инструкции является определяющим фактором для признания Басова И.А. нуждающимся в жилом помещении по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, вывод суда первой инстанции о законности решения должностного лица ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является правильным.
Довод автора жалобы об отсутствии в у него обязанности сдавать жилищным органам Министерства обороны Российской Федерации служебное жилое помещении в г. Пскове, так как там осталась проживать его супруга с детьми, которая в то время являлась военнослужащей и имела право на обеспечение жильем, безоснователен, поскольку решения соответствующими органами о предоставлении квартиры его супруге не принималось, а в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба"остановления Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" обязанность по освобождению в сдаче служебного жилого помещения лежала на нем как нанимателе.
Также судебная коллегия считает несостоятельным и довод автора жалобы о том, что начальник ТО ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, сославшись в своем решении в качестве основания к снятию его с учета нуждающихся в обеспечении жильем на п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, не указал какие из представленных им документов и сведений не соответствуют действительности, либо какие неправомерные действия совершены должностным лицом, ранее принявшим его на учет, а суд первой инстанции этому не дал оценку, при этом исходит из того, что должностным лицом в своем сообщении от 20 сентября 2016 г. N 13014/2901 (л.д. 6-8) подробно изложены причины, послужившие основанием для снятия его с указанного учета, и именно они оценивались судом при проверки законности и обоснованности оспариваемого решения.
Не приведение в судебном решении доводов, в соответствии с которыми представленные Басовым И.А. доказательства судом первой инстанции были отвергнуты, по мнению судебной коллегии, не повлияло на законность и обоснованность решения суда, и в силу требований ч. 5 ст. 310 КАС РФ не может повлечь его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского-на-Амуре гарнизонного военного суда от 17 октября 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Басова И.А. об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Комсомольск-на-Амуре) федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Согласовано:
Судья В.А. Андрусов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.