судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.А.
судей Белоусовой В.В.
Бондарева Р.В.
при секретаре Стрельцовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" к Юдина О.Н. о взыскании задолженности по оплате услуг,
по апелляционной жалобе Юдина О.Н. на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13.10.2016г.,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым ФИО9, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" (далее МУП "Тепловые сети") в иске от 21.07.2016г. просило взыскать с Юдина О.Н. задолженность по оплате за услуги теплоснабжения, указав, что ответчица проживает в "адрес", является потребителем услуг централизованного отопления, которые не оплачивает, в связи с чем по состоянию на 01.06.2016г. за ней образовалась задолженность в размере "данные изъяты" рублей.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13.10.2016г. иск МУП "Тепловые сети" удовлетворен частично. Взыскано с Юдина О.Н. в пользу истца задолженность по оплате услуг централизованного отопления в пределах срока исковой давности за период 01.07.2013г.- 01.06.2016г. в размере "данные изъяты" руб. и судебные расходы - "данные изъяты" рублей, а всего - "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчица просит решение суда отменить, указав на его незаконность и необоснованность, нарушение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу. В частности, апеллянт указала, что договор о предоставлении услуг между ней и истцом заключен не был. Кроме того, ссылается на отключение её квартиры от центрального отопления, в связи с чем услуги по централизованному отоплению фактически ей не предоставляются.
В возражениях МУП "Тепловые сети" просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, указав на несостоятельность изложенных в ней доводов.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке (л.д. 112-115), о причинах неявки суд не уведомили.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника - с момента возникновения права собственности на жилое помещение, у нанимателя - с момента заключения договора найма.
Собственники, наниматели жилого помещения на основании ст. ст. 155 - 157 ЖК РФ обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату, в том числе коммунальные услуги по утвержденным в установленном порядке тарифам.
Плата за коммунальные услуги, согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (теплоснабжение).
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Юдина О.Н. является собственницей и проживает в "адрес".
Жилой дом оборудован системой централизованного отопления, услуги по теплоснабжению предоставлял КПТС Красноперекопск, в настоящий момент предоставляет - МУП "Тепловые сети".
Установлено, что Юдина О.Н. оплату предоставленных услуг по централизованному отоплению не производит, в связи с чем согласно представленному истцом расчету по состоянию на 01.06.2016г. за ней образовалась задолженность в размере "данные изъяты" рублей, в том числе за период с 01.07.2013г. по 01.06.2016г. - "данные изъяты" рублей, до 01.06.2013г. - "данные изъяты" рублей.
Разрешая спор и взыскивая с Юдина О.Н. заявленную в иске задолженность в рамках срока исковой давности, суд первой инстанции, исходил из обоснованности заявленных требований и наличия правовых оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют положениям действующего законодательства и материалам дела.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила), которыми регулируются, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых домов, а также установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Размер образовавшейся задолженности подтверждается материалами дела, в том числе расчетами ежемесячных платежей, согласно установленных в предусмотренном законом порядке тарифов, и общей суммы задолженности (л.д. 4, 5-9).
Оспаривая правомерность начисления оплаты, ответчик указала, что не является потребителем указанных услуг, поскольку квартира отключена от системы централизованного отопления.
В подтверждение указанных доводов ответчицей представлены: - акт от 04.07.2011г., составленный работниками КП ЖЭО Красноперекопска, о проведении проверки дымовых и вентиляционных каналов (л.д. 37);
- акт от 26.11.2010г. КП Тепловых сетей г. Красноперекопск, согласно которому на момент осмотра квартира ответчицы отключена от системы ЦО самовольно. Стояки заизолированы (л.д. 38);
- заявление ответчицы от 23.11.2010г. на имя начальника тепловых сетей г. Красноперекопска ФИО10 о предоставлении услуг ненадлежащего качества и проведении самовольного отключения квартиры от центрального отопления (л.д.39);
-акт, составленный ответчицей в присутствии соседей, об отключении "адрес" от сети центрального отопления (л.д. 40);
- сообщение исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от 03.08.2011г., согласно которого заявление Юдина О.Н. рассмотрено на заседании межведомственной комиссии по вопросам отключения потребителей от сети централизованного отопления 28.07.2011г. и принято решение об отказе в отключении квартиры ответчицы от сети отопления (л.д 42).
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из ч. 6 ст. 26 ЖК РФ следует, что только предусмотренный ч. 5 ст. 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. N 354, потребитель не вправе, в том числе, самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичный запрет был установлен и действовавшими до 18.03.2014г. на территории Республики Крым законодательными и иными нормативными правовыми актами Украины.
В силу ст. 100 ЖК Украины переоборудование квартиры допускалось исключительно с согласия исполнительного комитета местного совета.
Согласно Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N 630 от 21.007.2005г. (далее Правил), потребители вправе откататься от получения услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению, однако исключительно с соблюдением порядка, утвержденного центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Самовольное отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения запрещается.
Пунктом 26 указанных Правил установлено, что отключение потребителей от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения осуществляется лишь в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом "О теплоснабжении" схемой теплоснабжения, при условии обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования с соблюдением в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, строительной теплотехники; государственных строительных норм относительно состава, порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления.
Во исполнение вышеуказанных положений Правил приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005г. N 4, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.12.2005г. за N 1478/11758, утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения (далее Порядок).
Указанным Порядком с целью защиты прав всех жильцов многоквартирных домов предусмотрено отключение от системы централизованного отопления не отдельных квартир, а многоквартирного жилого дома в целом.
Кроме того, согласно указанному Порядку потребитель в таком случае обязан обратиться в межведомственную комиссию, которая по результатам рассмотрения заявления потребителя и предоставленных им документов принимает решение, которое оформляется протоколом. При положительном решении заявителю предоставляется перечень организаций, которым он вправе обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) отопления и отключения от системы централизованного отопления. Проект должна выполнить проектная либо проектно-монтажная организации на основании договора с последующим его согласованием со всеми организациями, которые выдали технические условия по отключению дома от внешних сетей. Отключение помещений от внешнедомовых сетей централизованного отопления производится монтажной организацией, реализующей проект. По окончании работ составляется акт об отключении от системы централизованного отопления, который предоставляется в Комиссию на утверждение и в случае его утверждения стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг централизованного отопления.
Указанные положения согласуются с положениями ст. 177 ЖК Украины, регулировавшего спорные правоотношения до 18.03.2014г., а также положениями ч. ч. 3, 4 ст. 30 ЖК РФ.
Из представленных ответчицей документов усматривается, что вышеуказанный порядок отключения квартиры от системы централизованного отопления не соблюден. Обратное ответчиком в силу требований ст. 56 ГПК РФ допустимыми доказательствами не подтверждено.
Доводы ответчицы относительно предоставления в указанном жилом доме услуг ненадлежащего качества не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Оценив указанные доводы и представленные доказательства, судебная коллегия признает их несостоятельными, поскольку суду не представлены и материалы дела не содержат безусловных доказательств, свидетельствующих о правомерности отключения квартиры от системы централизованного отопления, отсутствия факта потребления предоставляемых услуг и, соответственно, правомерность их неоплаты.
При этом само по себе отсутствие договора не освобождает потребителя услуг по выполнения установленных законом обязательств.
При таких обстоятельствах правовые основания для освобождения ответчика от обязанности по оплате услуг централизованного отопления отсутствуют.
Таким образом, разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные в иске требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление в рамках срока исковой давности, о применении которых заявлено представителем ответчицы в судебном заседании 29.09.2016г., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для его удовлетворения, поскольку оплата указанных платежей является обязанностью ответчика, которую она не исполняет.
Расчет общей суммы задолженности является арифметически правильным и ответчицей не оспаривается.
Проверив иные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что они выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на законность и обоснованность судебного постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда постановленос соблюдением норм действующего законодательства, отвечает требованиям законности и обоснованности, правовых оснований для отмены которого по апелляционной жалобе не установлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 13.10.2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Юдина О.Н. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.
Председательствующий судья: Кузнецова Е.А.
Судьи: Белоусова В.В.
Бондарев Р.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.