Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Синани А.М.,
при секретаре
Нижняковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым о признании решений незаконными и их отмене, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 11 октября 2016 года обратилась в суд с данным иском и с учетом предоставленных уточнений просила: признать незаконными решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; включить периоды работы (фельдшером-диспечером - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; время нахождения на курсах повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в трудовой стаж, дающий право на досрочной назначение страховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 2-4, 30/.
Заявленные требования истец обосновывала тем, что решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ответчик не засчитал в стаж работы спорные периоды, которые отнесены к курсам повышения квалификации и период работы в должности фельдшера-диспетчера, поскольку фельдшер-диспетчер не предусмотрен списком должностей, дающих право на пенсию по выслуге лет / л.д. 2-4, 30/.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года указанный иск удовлетворен.
Признаны незаконными и отменены решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО1
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым включить ФИО1 периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, а именно: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с 13 сентября по ДД.ММ.ГГГГ; а также период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера-диспетчера отделения скорой медицинской помощи Бахчисарайской районной больницы Крымской области, в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Возложена обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 62-67/.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 71-76/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ФИО1, ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет., поскольку спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации не были учтены, при этом стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет составил ? 29 лет 7 месяцев 10 дней. В период обучения на курсах повышения квалификации гражданин не выполняет своих служебных обязанностей (медицинскую и иную деятельность по охране здоровья населения), то есть на его организм не воздействуют специфические факторы, связанные с профессиональной деятельностью, данный период (и ему подобные) не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также при повторном обращении за назначением досрочной пенсии ФИО1 Управлением вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, поскольку спорный период работы, как фельдшер-диспетчер, не предусмотрен списком должностей дающих право на пенсию по выслуге лет, при этом стаж, дающий право на досрочную пенсию, по трудовой книжке составил 29 лет 03 месяца 14 дней.
ФИО1 предоставлены письменные возражения, в которых она просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 85-86/.
Истец и ее представитель в заседании суда апелляционной инстанции просили оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явился и о причинах неявки не сообщил, о дате и месте рассмотрения был извещен надлежащим образом /л.д. 93/, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав истца и ее представителя, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Ссуда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда соответствует данным требованиям закона.
Как усматривается из материалов дела, истец - ФИО1 осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в Бахчисарайской центральной районной больнице:
с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) в должности фельдшера-диспечера отделения скорой медицинской помощи;
с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-лс от ДД.ММ.ГГГГ) переведена на должность выездного фельдшера отделения скорой медицинской помощи;
с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) в должности фельдшера скорой помощи отделения скорой медицинской помощи;
ДД.ММ.ГГГГ (приказ N-л от ДД.ММ.ГГГГ) отделение скорой медицинской помощи переименовано в отделение скорой и неотложной медицинской помощи;
ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ) уволена в порядке перевода в КРУ "ТМО "Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф" по пункту 5 статьи 36 Кодекса законов о труде Украины.
Работая в указанных должностях в Бахчисарайской центральной районной больнице, истец находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в следующие периоды времени: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями, указанными в трудовой книжке, а также соответствующей справкой /л.д. 13-15, 21/.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 29 лет 07 месяцев 10 дней. В стаж на соответствующих видах работ не включаются: курсы повышения квалификации с отрывом от производства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; отпуск без сохранения заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 8/.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии, предоставив ряд документов.
Решением Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 29 лет 03 месяца 14 дней. В стаж на соответствующих видах работ не включается период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку фельдшер-диспетчер не предусмотрен списком должностей, дающих право на выслугу лет /л.д.9/.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" N25 от 20 декабря 2005 года, период работы, подлежащей зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений организаций, в которых он работал и т.п.).
Положениями пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665).
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
н) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Спорный период работы истца в должности фельдшера-диспечера отделения скорой медицинской помощи Бахчисарайской центральной районной больницы имел место в период с 06 апреля 1992 года по 14 января 1993 года (т.е. до 01 ноября 1999 года), в связи с чем, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", однако с учетом положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления.
Пунктом 1 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в который были включены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Абзацами четвертым и пятым пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464, предусматривалось, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Как следует из номенклатуры, утвержденной приказом Минздрава России N95 от 03 ноября 1999 года (изменения и дополнения внесены приказом N73 от 28 февраля 2000 года), все учреждения здравоохранения подразделяются на три типа:
Лечебно-профилактические учреждения, к которым относятся учреждения скорой медицинской помощи и др.
Учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы: а) санитарно-эпидемиологические учреждения (дезинфекционные станции, противочумные центры (станции), центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, городах и районах, административных округах и районах в городе и др.); б) учреждения профилактической медицины, например, Центр гигиенического образования в г. Москве.
Аптечные учреждения - аптеки лечебно-профилактических учреждений, медицинские склады, контрольно-аналитическая лаборатория, центр контроля качества и сертификации лекарственных средств.
Таким образом, учреждения скорой медицинской помощи относятся к одной из типовых категорий лечебно-профилактического учреждения.
Основами законодательства Украины о здравоохранении учреждения скорой медицинской помощи являлись одним из видов лечебно-профилактического учреждения.
Статьей 55 пункт "е" Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05 ноября 1991 года предусматривалось право на пенсию за выслугу лет работников охраны здоровья при наличии специального стажа от 25 до 30 лет независимо от возраста.
Постановлением Кабинета Министров Украины N909 от 04 ноября 1993 года устанавливалось право врачей и среднего медицинского персонала учреждений скорой медицинской помощи (независимо от наименований должностей), как работников охраны здоровья, на пенсию за выслугу лет, при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Занимаемая истцом в спорный период с 06 апреля 1992 года по 14 января 1993 года должность фельдшера-диспечера относится к среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактического учреждения, которым являлось отделение скорой медицинской помощи Бахчисарайской центральной районной больницы, как согласно российскому законодательству (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" с изменениями и дополнениями), так и украинскому законодательству (Приказ Министерства здравоохранения Украины N146 от 23 октября 1991 года).
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Согласно пунктам 1-2 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N208-ФЗ, с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального Закона, за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
В силу пункта 4 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" N208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" N30 от 11 декабря 2012 года, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении N2-П от 29 января 2004 года в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что период работы истца ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ) в должности фельдшера-диспечера отделения скорой медицинской помощи Бахчисарайской центральной районной больницы подлежит включению в специальный стаж работы ФИО1 дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N665, на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464, в который были включены врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактических учреждений независимо от наименования должности.
Доводы апелляционной жалобы в данной части противоречат указанных положениям закона и основаны на неправильном толковании норм материального права, которые регулируют спорные правоотношения, в связи с чем, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на то, что период обучения на курах повышения квалификации истец не осуществлял трудовую деятельность, подлежит отклонению.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, введенным в действие с 01 января 1960 года, утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения".
Согласно подпункту "ж" пункт 1 данного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, в стаж работы по специальности засчитывается время обучения на курсах повышения квалификации по специальности.
Кроме того, для отдельных категорий работников повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Так, статьей 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (с изменениями и дополнениями), установлено, что медицинские работники могут быть допущены к практической медицинской деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских ассоциаций и подтверждать свою квалификацию каждые пять лет. На основании чего медицинским работникам выдается требуемый законодательством сертификат.
Аналогичные положения содержали Основы законодательства Украины о здравоохранении.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу требований статьи 112 КЗоТ Российской Федерации, действовавшей также в спорные периоды, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вывод суда первой инстанции о включении периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, вопреки доводам апелляционной жалобы согласуется с вышеприведенными нормами действующего законодательства.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции, правильно установлены факты, которыми обосновываются требования и возражения, и доказательства, которыми они подтверждаются, правоотношения и нормы материального права, которые регулируют эти правоотношения и принято решение по делу на основании доказательств, предоставленных сторонами в установленном законом порядке.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Бахчисарайском районе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.