Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:
Сокол В.С.,
судей:
Чистяковой Т.И.,
Пономаренко А.В.,
при секретаре:
Сашко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия к Ткаченко ФИО9 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.09.2016 г.,
УСТАНОВИЛ:
В августе 2016 г. ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия обратилось в суд с иском к Ткаченко О.С. о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги (централизованное отопление) за период с 01.11.2014 г. по 30.04.2016 г. в сумме 14 437,51 руб. Иск мотивирован тем, что ответчик является собственником жилого помещения, по адресу: "адрес", пользуется услугами теплоснабжения для обогрева жилого помещения, поставляемую истцом. Истец является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии на нужды населения в г. Феодосия. Поскольку Ткаченко О.С. не производит своевременную оплату, у последней образовалось задолженность, которую и просит взыскать истец.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.09.2016 г. постановлено:"В иске Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (в лице филиала в г. Феодосия) к Ткаченко ФИО10 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги за период с 01.11.2014 г. по 30.04.2016 г. в размере 14 437,51 руб., отказать".
Не согласившись с указанным решением суда, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятия нового об удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу Ткаченко О.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ответчик, соблюдая действующее законодательство, 16.01.2011 г. произвел отключение квартиры от системы центрального отопления и услуги по теплоснабжению после указанной даты ему не предоставлялись, взыскание с него задолженности за период с 01.11.2014 г. по 31.04.2016 г. не может быть произведено.
С таким выводом суда первой инстанции соглашается судебная коллегия по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Ткаченко О.С. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственницей квартиры "адрес", что подтверждается извлечением о государственной регистрации прав (л.д. 21).
Дом "адрес" подключен к централизованной сети отопления и горячего водоснабжения, что не оспаривалось сторонами по делу.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04.04.2014 г. N 1953-6/14 был разрешен вопрос о создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго".
Целью и предметом деятельности ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" является осуществление производства, транспортировки и поставки тепловой энергии всем категориям потребителей, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Истец ссылался на то, что исходя из расчета ежемесячных начислений/оплат по лицевому счету за пользование услугами теплоснабжения в период с 01.11.2014 г. по 30.04.2016 г. у ответчика образовалась задолженность в размере 14 437,51 руб. (л.д. 6).
В возражениях на поданное заявление истица указывала, что в 2011 г. произвела отключение квартиры от системы центрального отопления и данным видом услуг по настоящее время не пользуется.
Обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги предусмотрена ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, ст. 678 ГК РФ.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, и плату за горячее водоснабжение, газоснабжение и отопление, согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Обязанность платы за коммунальные услуги, согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В п. 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко О.С. стала собственником квартиры "адрес".
Согласно выписки из протокола N8 от 01.10.2009 г. заседания межведомственной комиссии по вопросам отключения отдельных жилых домов от сетей центрального отопления и снабжения водой при отказе потребителей от центрального теплоснабжения, последней было принято решение о даче разрешения ФИО7 (предыдущий собственник квартиры) на сбор документов и разработку проектно-сметной документации для устройства индивидуального отопления (л.д. 25).
Порядок отключения потребителей тепловой энергии многоквартирных домов в 2009 - 2011 г.г. на территории Республики Крым регулировался Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 г. N 630, которым были утверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения и приказом Министерства строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Украины N 4 от 22.11.2005 г., которым был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Согласно п. 24, п. 25, п. 26 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 г. N 630, потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды. Отключение потребителя от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей центрального отопления и снабжения горячей воды запрещалось.
Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом Украины "О теплоснабжении" схеме теплоснабжения, при условии обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по вопросам состава, порядка разработки.
В соответствии с п. 1. 2, п. 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом N 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 г., для реализации права потребителей на отказ от получения услуг ЦО и ГВС орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов по отключению потребителей от сетей ЦО и ГВС (далее - Комиссия), назначает главу и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии (состав комиссии приведены в приложении 1).
Комиссия, после изучения предоставленных собственником (собственниками) документов, в месячный срок принимает решение относительно отключения от сетей ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий, для изготовление проектной документации. Решение комиссии оформляется протоколом, выписка из которого в десятидневный срок предоставляется заявителю.
Из материалов дела следует, что 01.10.2009 г. межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов по отключению потребителей от центрального отопления и горячего водоснабжения по "адрес" было принято решение о даче разрешения ФИО7 (предыдущий собственник квартиры) на отключение от централизованных сетей отопления и горячего водоснабжения, при наличии технической документации на устройство индивидуальной системы отопления по "адрес", что подтверждено выпиской из протокола N от 01.10.2009 г. заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов по отключению потребителей от централизованного отопления и горячего водоснабжения Исполнительного комитета (л.д. 20).
Пунктом 2.2.1, 2.3.1 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом N 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 г., установлено, что при позитивном решении комиссии заявителю предоставляется перечень организаций, к которым следует обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) теплоснабжения и отделения от сетей ЦО и ГВС.
Согласно п. 2.5 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом N 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 г., отключение помещений от внутридомовых сетей ЦО и ГВС выполняется монтажной организацией, которая реализует проект, с участием представителя владельца жилого дома или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг по ЦО и ГВС и владельца, нанимателя (арендатора) квартиры (нежилого помещения) или уполномоченного ими лица.
В материалах дела имеется акт об отключении квартиры от внутридомовых сетей централизованного отопления и горячего водоснабжения от 16.01.2011 г.
Из данного акта следует, что отключение квартиры ФИО7 (предыдущий собственник квартиры) произведено путем видимого разрыва завариванием присоединений радиаторов (конвекторов), завариванием изолированных стояков, завариванием вводов ГВС в квартиру.
Таким образом, предыдущим собственником квартиры выполнены требования действовавшего в указанный период Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
Согласно предоставленного суду акта на пуск газа N от 20.07.2011 г., составленного в присутствии ответчика, на основании проекта и акта ввода в эксплуатацию произведена врезка в действующий газопровод и пуск газа в квартиру "адрес".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что предыдущий собственник квартиры в установленном законом порядке, действовавшем на территории Республики Крым в 2009-2011 г.г., получила разрешение на отключение принадлежащей ей квартиры от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения и произвела данное отключение.
Нельзя считать обоснованными доводы истца про его неосведомлённость о составленном акте, т.к. таких доказательств суду не предоставлено, а обязанность собственника жилого помещения по предоставлению такого акта истцу действующим законодательством не предусматривалась.
Кроме того, указанные обстоятельства должны были быть установлены теплоснабжающей организацией при составлении акта о готовности к отопительному сезону, поскольку при составлении акта должно быть проверено инженерное оборудование и все отопительные приборы квартир дома, через которые производится поставка тепловой энергии.
Довод о том, что 31.03.2016 г. Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с отключением от систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения принято решение о включении Ткаченко О.С. в реестр граждан, выполнивших установку автономного отопления и эта дата должна быть принята за основу, как дата утверждения акта межведомственной комиссии и до которой включительно должна была производиться оплата за предоставленные услуги, несостоятелен, поскольку само отключение состоялось 16.01.2011 г., что не оспаривается истцом, после чего фактическое потребление услуг Ткаченко О.С. не осуществлялось.
Нельзя согласиться с доводами истца о том, что в нарушение положений ЖК РФ отключение квартиры от сетей централизованного теплоснабжения произведено без согласия жильцов дома, поскольку отключение было произведено 16.01.2011 г. с соблюдением действующего на тот период законодательства, и сведений о том, что данное отключение оспаривалось по нормам украинского законодательства, суду не представлено.
Иных доводов относительно незаконности принятого судом первой инстанции решения апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал им надлежащую правовую оценку и в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ и постановилзаконное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.09.2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" в лице филиала в г. Феодосия - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.