Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина В.К.,
судей
Онищенко Т.С., Синани А.М.,
при секретаре
Нижняковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" к ФИО1 и ФИО2 о взыскании задолженности за услуги по централизованному отоплению, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 октября 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное унитарное предприятие городского округа Красноперекопск Республика Крым "Тепловые сети" 21 июля 2016 года обратилось в суд с иском к ФИО5 П.А. о взыскании задолженности за услуги по централизованному отоплению, обосновывая свои требования тем, что ответчик является потребителем услуг Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республика Крым "Тепловые сети", однако не выполняет свои обязательства по оплате полученной тепловой энергии, в связи с чем, образовалась задолженность за услуги по централизованному отоплению за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" /л.д. 2/.
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 августа 2016 года к участию в деле привлечена ФИО5 Н.И. в качестве соответчика /л.д. 28/.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 октября 2016 года указанный иск удовлетворен частично.
Взыскано солидарно с ФИО5 П.А. и ФИО5 Н.И. в пользу Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республики Крым задолженность за услуги по централизованному отоплению по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты" руб.
Взыскано с ФИО5 П.А. в пользу Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
Взыскано с ФИО5 Н.И. в пользу Муниципального унитарного предприятия городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В остальной части иска отказано /л.д. 85-89/.
Не согласившись частично с данным решением суда, ответчик - ФИО5 П.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции в части взыскания в солидарном порядке задолженности в сумме "данные изъяты" руб. и государственной пошлины по "данные изъяты" руб. с каждого из ответчиков отменить и принять в данной части новое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 93-97/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что истцом не предоставлено доказательств фактического предоставления услуг ответчику по централизованному отоплению. Судом не учтено, что квартира вынуждено была отключена от системы централизованного отопления в 2012 году из-за некачественного оказания услуг, в связи с чем, ответчики не являются потребителями услуг истца.
Муниципальным унитарным предприятием городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети" предоставлены письменные возражения, в которых представитель истца просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 117-118/.
Ответчик - ФИО5 П.А. и его представитель - ФИО10 в заседании суда апелляционной инстанции жалобу и по изложенным в ней доводам в полном объеме и просили ее удовлетворить.
Представители истца - ФИО11 и ФИО12 в заседании суда апелляционной инстанции просили оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Ответчик - ФИО5 Н.И. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась и о причинах неявки не сообщила о дате и месте рассмотрения была извещена надлежащим образом /л.д. 139-140/, что с учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное помещение обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как усматривается из материалов дела, истец - МУП городского округа Красноперекопск Республики Крым "Тепловые сети", являясь централизованным поставщиком тепловой энергии в г. Красноперекопск, осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов, расположенных в данном населенном пункте.
Ответчики являются собственниками "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м /л.д. 26/.
Многоквартирный дом, в котором расположена квартира ответчиков, подключен к сетям централизованного отопления и оборудован соответствующими внутридомовыми инженерными системами.
Квартира ответчиков в установленном законом порядке не была отключена от указанных централизованных и внутридомовых инженерных систем.
Ответчики, как собственники квартиры, являются потребителями предоставляемых истцом услуг по поставке тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
На основании статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора или вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статьями 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное исполнение обязательств и недопустимость одностороннего отказа от обязательства.
Федеральный закон "О теплоснабжении" содержит основные понятия, в т.ч. и понятие бездоговорного потребления тепловой энергии (пункт 29 статьи 2). Бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения и т.д.
В соответствии с частью 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента, в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, отсутствие заключенного между сторонами договора на предоставление услуг по теплоснабжению не является правовым основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку у ответчиков, как у собственников квартиры, возникли обязательства по оплате за услуги теплоснабжения, в связи с фактическим потреблением тепловой энергии.
Наличие системы централизованного отопления и горячего водоснабжения предусмотрено первоначальным проектом постройки данного многоквартирного дома, поэтому предоставление услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме гражданам, является обязательным условием содержания такого дома.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N808 от 08 августа 2012 года предусмотрено, что под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 20 Федерального закона "О теплоснабжении", проверке готовности к отопительному периоду подлежат, в т.ч. и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду потребителей тепловой энергии, осуществляется в целях определения их соответствия требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, в том числе готовности их теплопотребляющих установок к работе, а также в целях определения их готовности к обеспечению, указанного в договоре теплоснабжения режима потребления, отсутствию задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель, организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Судебная коллегия считает, что предоставленный акт готовности дома к отопительному сезону является доказательством поставки тепловой энергии на адрес потребителя.
Судебная коллегия отклоняет доводы о том, что принадлежащая ответчикам квартира отключена от системы централизованного отопления, в связи с чем, они не являются потребителями тепловой энергии, как необоснованные, исходя из следующего.
Вопрос отключения от сетей централизованного отопления и поставки горячей воды в многоэтажных жилых домах регулировался Правилами предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины N630 от 21 июля 2005 года и Порядком отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства жилищного хозяйства Украины N4 от 22 ноября 2005 года.
Требованиями указанных Правил предусматривалось, что потребители могут отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды (пункт 24).
Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется в порядке, который утверждается центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды запрещается (пункт 25).
Отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществляется при условии обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной теплотехники; государственных строительных норм по составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления (пункт 26).
Положениями указанного Порядка было установлено, что для реализации права потребителей на отказ от получения услуг ЦО и ГВП орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно отключения потребителей от сетей ЦО и ГВП (Комиссия), назначает председателя и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии (пункт 1.2).
Для решения вопроса отключения жилого дома (домов) от сетей централизованного отопления его владелец (владельцы) должен (должны) обратиться к Комиссии с письменным заявлением об отключении от сетей ЦО и ГВП. В заявлении об отключении от сетей ЦО и ГВП владелец (владельцы) дома отмечает причины отключения. К заявлению добавляется копия протокола общих собраний жильцов дома относительно создания инициативной группы из решения вопроса отключения от сетей ЦО и ГВП и принятие решения об установлении в доме системы индивидуального или автономного отопления. Решение об отключении дома от системы централизованного отопления с установлением индивидуального отопления должно быть поддержано всеми владельцами (уполномоченными лицами владельцев) помещений в жилом доме (пункт 2.1).
Комиссия рассматривает предоставленные документы лишь при наличии утвержденной органом местного самоуправления в установленном порядке оптимизированной схемы перспективного развития систем теплоснабжения населенного пункта и в соответствии с ней. Комиссия, после изучения предоставленных владельцем (владельцами) документов, в месячный срок принимает решение относительно отключения от сетей ЦО и ГВП, устраивание индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации. При этом обязательно учитываются технические возможности существующих сетей газоснабжения, водоснабжения и электроснабжения данного населенного пункта или отдельного микрорайона относительно обеспечения питания предложенной владельцем (владельцами) системы теплоснабжения. Решение Комиссии оформляется протоколом, вытянул из которого в десятидневный срок предоставляется заявителю (пункт 2.2).
При отказе потребителей от центрального теплоснабжения, по окончании работ составляется акт об отключении дома от систем ЦО и ГВС, который в десятидневный срок должен был подаваться заявителем в Комиссию на утверждение (пункт 2.6).
При отказе потребителей от центрального теплоснабжения, после утверждения акта на очередном заседании комиссии стороны пересматривают условия договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению.
Ответчиками не предоставлено и материалы дела не содержат надлежащих доказательств, подтверждающих, что отключение квартиры от центрального теплоснабжения было проведено в установленном порядке.
Самовольное отключение от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды запрещено.
В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7.2 Постановления Госстроя Российской Федерации "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" N170 от 27 сентября 2003 года (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15 октября 2003 года N5176), переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для освобождения ответчиков, как собственников квартиры, от обязанности оплачивать услуги, предоставляемые истцом, который является правопреемником ранее действовавшего Коммунального предприятия тепловых сетей г. Красноперекопска, о чем указано в Уставе.
Как следует из представленных истцом расчетов, начисление оплаты за услуги централизованного отопления производилось, исходя из площади квартиры.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком ФИО5 П.А. было сделано заявление о применении срока исковой давности.
С учетом применения срока исковой давности, суд первой инстанции обосновано взыскал с ответчиков задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" руб.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены постановленного решения.
Судом при рассмотрении дела правильно определены имеющие значение обстоятельства, нарушений норм процессуального закона не допущено, в связи с чем, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 11 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.