Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Воробьевой С.А.,
судей Мостовенко Н.Р., Тимошенко Е.Г.,
при секретаре Слабун О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании постановления Администрации г. Ялта Республики Крым,
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 г., которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., заслушав объяснения представителя административного истца Степаненко С.Л., судебная коллегия
установила:
Ершов И.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование административный истец указал, что решением 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 г. N3 ему дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,040 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес".
Решением 29-й сессии Симеизского поселкового совета от 22 февраля 2008 г. N16 внесены изменения в решение N3 29 сессии Симеизского поселкового совета, которым была изменена площадь отводимого земельного участка и адрес его месторасположения.
15 марта 2010 г. между Ершовым И.А. и ООО "Спец-Проект" заключен договор N395 на изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Решением 55-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета N4 от 2 июля 2010 г. утвержден генеральный план застройки отводимого Ершову А.И. земельного участка и установлена категория земель - земли жилой и общественной застройки. Указанное решение не отменено и является действующим.
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 г. N623-п Ершову И.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 440 кв.м. в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 г. административное исковое заявление Ершова И.А. удовлетворено.
Признано незаконным и отменено Постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 г. N623-п об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 440 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в границах, указанных в кадастровом паспорте.
На Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 8 декабря 2015 г. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 440 кв.м. по адресу: "адрес", и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного акта ввиду нарушения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что несоответствие градостроительной документации возникло в связи с тем, что постановлением Хозяйственного суда АРК от 21 мая 2009 г. признано недействительным постановление от 9 октября 2007 г. N618 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты" и постановление от 18 апреля 2008 г. N206 "О внесении изменений к постановлению Совета министров АРК от 1 октября 2007 г. N618", признано недействительным решение 39-й сессии 4 созыва Ялтинского городского совета N6 от 24 января 2006 г. "Об утверждении корректировки отдельных разделов Генерального плана Большой Ялты". Указанное постановление вступило в законную силу и подлежало исполнению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца, адвокат Степаненко С.Л. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителя административного истца, Степаненко С.Л., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как усматривается из материалов дела, 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 г. N3 Ершову И.А. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,040 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес".
Решением 29-й сессии Симеизского поселкового совета от 22 февраля 2008 г. N16 внесены изменения в решение N3 29 сессии Симеизского поселкового совета, которым была изменена площадь отводимого земельного участка и адрес его месторасположения.
15 марта 2010 г. между Ершовым И.А. и ООО "Спец-Проект" заключен договор N395 на изготовление проекта землеустройства по отводу земельного участка.
Решением 55-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета N4 от 2 июля 2010 г. утвержден генеральный план застройки отводимого Ершову А.И. земельного участка и установлена категория земель - земли жилой и общественной застройки. Указанное решение не отменено и является действующим.
8 декабря 2015 г. Ершов И.А. обратился в Администрацию г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 440 кв.м. по адресу: "адрес".
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 г. N623-п Ершову И.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 440 кв.м. в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, Ершов И.А. обратился в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым считает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
Удовлетворяя административное исковое заявление Ершова И.А. и признавая незаконным постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 г. N623-п, которым ему отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 440 кв.м. в порядке завершения оформления прав, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия Симеизским поселковым советом решения о даче Ершову И.А. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, его месторасположение соответствовало Генеральному плану населенного пункта, решение органа местного самоуправления о даче административному истцу разрешения на составление проекта отвода земельного участка от 20 июня 2007 г. является действующим, не отменено.
Однако, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым находит данные выводы ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 вышеназванного Закона завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Аналогичные положения содержит п. 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 2 сентября 2014 г. N313.
Согласно разъяснениям от 23 сентября 2014 г. N01/194 Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым к п. 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21 марта 2014 г.), в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Таким образом, действующими решения соответствующих органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка являются те, которые приняты в период с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия).
Как усматривается из материалов дела, 8 декабря 2015 г. Ершов И.А. обратился в Администрацию г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 440 кв.м. по адресу: "адрес", на основании решения 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 г. N3.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ, ч.1 ст. 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
Исходя из системного толкования норм материального закона, указанное выше решение поселкового совета нельзя признать действующим.
Администрация г. Ялта Республики Крым, отказывая Ершову И.А. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 440 кв.м. в порядке завершения оформления прав, из земель населенных пунктов, указала основание - несоответствие места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
В силу п. 6 ст. 13 Закона N38-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
По смыслу закона, для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 6 ст. 13 Закона N38-ЗРК, достаточно установить, что месторасположение испрашиваемого участка соответствовало месту расположения объекта документам территориального планирования, градостроительной документации.
В ч.ч. 2, 3 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с ч.1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ все земельные участки используются согласно установленным для них целевым назначением.
П.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлено, что настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основывается, в т.ч. на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким образом, целевое назначение земельного участка определяет порядок его формирования и предоставления с учетом вида разрешенного использования.
Во исполнение пункта 9 Порядка N313 административный ответчик направил копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, которым была осуществлена проверка на предмет соответствия места расположения объекта укрупненной схеме размещения, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, (Генеральному плану города Ялты).
20 декабря 2015 г. ответчиком было получено заключение от уполномоченного органа местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, согласно которого, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым не согласовывает испрашиваемый истцом земельный участок, поскольку вид функционального использования земельного участка "территория земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с Генеральным планом г. Ялта (утвержден решением 36-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского совета N 33 от 27 ноября 2013 г.).
Таким образом, безусловным основанием для отказа истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, послужило его несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории, что в свою очередь свидетельствует о законности обжалуемого постановления Администрации г. Ялты Республики Крым.
Данное несоответствие градостроительной документации возникло в связи с тем, что постановлением Хозяйственного суда АРК от 21 мая 2009 г. признано недействительным постановление от 9 октября 2007 г. N618 "Об утверждении проекта корректировки генерального плана Большой Ялты" и постановление от 18 апреля 2008 г. N206 "О внесении изменений к постановлению Совета министров АРК от 1 октября 2007 г. N618", признано недействительным решение 39-й сессии 4 созыва Ялтинского городского совета N6 от 24 января 2006 г. "Об утверждении корректировки отдельных разделов Генерального плана Большой Ялты". Указанное постановление вступило в законную силу.
Ссылка суда первой инстанции на то, что принятие решения судом в 2013 году о признании недействительными решений об утверждении указанной градостроительной документации не влечет недействительность всех принятых на ее основании решений, является необоснованным.
Так, в соответствии со ст. 124 Конституции Украины, судебные решения выносятся судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.
Таким образом, вынесенное постановление Хозяйственного суда АРК являлось действующим и подлежало исполнению.
При таком положении, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 г. нельзя признать правильным.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 г. и принятии по делу нового решения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 309, п. 3 ч. 2 ст. 310, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым - удовлетворить.
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 г., которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено - отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании постановления Администрации г. Ялта Республики Крым.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий С.А. Воробьева
Судьи Н.Р. Мостовенко
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.