Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьевой С.А.,
судей Юсуповой Л.А-В., Агина В.В.,
с участием представителя административного истца - Крымской таможни Ващенко М.О.,
представителя административного ответчика Князева А.А.,
при секретаре Ломзиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Симферополе
21 февраля 2017 года
гражданское дело по административному иску Крымской таможни к ФИО1 о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (таможенных платежей),
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14 ноября 2016 года, которым
иск Крымской таможни удовлетворен;
взыскано с ФИО1 в пользу Крымской таможни таможенные платежи в размере "данные изъяты" коп., пеня в размере "данные изъяты" коп., а всего 447789 (четыреста сорок семь тысяч семьсот восемьдесят девять) руб. 80 коп.;
взыскано с ФИО1 в доход соответствующего бюджета государственная пошлина в размере "данные изъяты" коп.
Заслушав доклад судьи Агина В.В., выслушав представителя административного ответчика Князева А.А., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя истца Ващенко М.О., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
23 июня 2016 года Крымская таможня обратилась в Армянский городской суд Республики Крым с административным иском к Дабижа Ю.Н., в котором просила взыскать с ответчика в его пользу таможенные платежи в размере "данные изъяты" руб., пеню в размере "данные изъяты" руб., а всего сумму в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование иска указано. Согласно пассажирской таможенной декларации от 18 января 2015 года N гражданином Украины Дабижа Ю.Н. было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС транспортное средство: автомобиль марки " N" c грн " N", номер кузова N, ДД.ММ.ГГГГ г. выпуска. Красноперекопским таможенным постом Крымской таможни срок временного ввоза автомобиля марки " N" был установлен до 18 апреля 2015 года. В дальнейшем срок временного ввоза автомобиля марки N" был продлен таможенным постом "Симферополь-центральный" Крымской таможни до 17 января 2016 года. В дальнейшем установленный до 17 января 2016 г. срок временного ввоза автомобиля марки " N" гражданину Украины Дабижа Ю.Н. не продлевался. В установленный таможенным органом срок (до 17 января 2016 г.) гражданин Украины Дабижа Ю.Н. автомобиль марки " N" за пределы таможенной территории ЕАЭС не вывез. При осуществлении 28 марта 2016 г. таможенного контроля в отношении автомобиля марки " N" в постоянной зоне таможенного контроля двустороннего автомобильного пункта пропуска "Перекоп" должностным лицом Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни составлен протокол N об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Красноперекопским таможенным постом вынесено решение по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования от 18 апреля 2016 г. N
Определением Армянского городского суда Республики Крым от 27 июня 2016 года указанный административный иск Крымской таможни к Дабижа Ю.Н. принят к производству суда.
Определением Армянского городского суда Республики Крым от 09.09.2016 г. данный административный иск передан для рассмотрения в Бахчисарайский районный суд Республики Крым.
Бахчисарайским районным судом Республики Крым постановленоуказанное выше решение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик Дабижа Ю.Н. обратился с апелляционной жалобой в Верховный Суд Республики Крым, в которой просил решение суда отменить, постановить новое решение, которым отказать Крымской таможне в иске. В обоснование указанно на нарушение норм материального и процессуального права и на неправильную оценку установленных обстоятельств.
В поданных возражениях на апелляционную жалобу Крымская таможня считает доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению и просила оставить решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом требований статьи 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившихся участников, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18 января 2015 года гражданин Украины Дабижа Ю.Н. ввез на таможенную территорию Таможенного союза в зоне деятельности Красноперекопского таможенного поста Крымской таможни транспортное средство: автомобиль марки N", ДД.ММ.ГГГГ года выпуска N, объем двигателя 1598 см.кубических, государственный регистрационный номер " N Данным автомобилем Дабижа Ю.Н. владел на основании нотариально удостоверенной доверенности. Должностным лицом таможенного органа была оформлена пассажирская таможенная декларация N от 18 января 2015 года, где был определен срок временного ввоза до 18 апреля 2015 года. 20 апреля 2015 года таможенным постом "Симферополь-Центральный" Крымской таможни, срок временного ввоза был продлен до 17 января 2016 года (л.д.38-39). Однако в срок до 17 января 2016 года Дабижа Ю.Н. автомобиль с территории Таможенного союза не вывез.
28 марта 2016 года государственным таможенным инспектором ОТО и ТК N4 Красноперекопского таможенного поста Маслацовым Р.О. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.18 КоАП, в отношении Дабижа Ю.Н. по факту нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования: автомобиля марки " N" ДД.ММ.ГГГГ года выпуска (л.д.32-37). Также 28 марта 2016 года государственным таможенным инспектором ОТО и ТК N4 Красноперекопского таможенного поста Маслацовым Р.О. были приняты объяснения от Дабижа Ю.Н. Последний не отрицал факта не вывоза с территории Таможенного союза указанного автомобиля, а также пояснил, что с 30 декабря 2015 года указанное транспортное средство было не исправно, и что оно находилось в г. Алушта. В виду отсутствия постоянного заработка производил ремонт своими силами. Документы, подтверждающие факт неисправности автомобиля отсутствуют. 28 марта 2016 года Дабижа Ю.Н. прибыл на двухсторонний пункт пропуска "Перекоп" с целью вывоза указанного транспортного средства с территории Таможенного союза. При прохождении таможенного контроля должностным лицом таможенного органа был выявлен факт нарушения срока временного ввоза. Свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ, Дабижа Ю.Н. признал полностью (л.д.40-41).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении N от 28 марта 2016 года Армянским городским судом Республики Крым 25 апреля 2016 года вынесено постановление о признании Дабижа Ю.Н. виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ (л.д.76).
Начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля N Красноперекопского таможенного поста Яковенко Э.А. вынесено решение N по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного Дабижа Ю.Н. транспортного средства, которым был установлен факт нарушения временного ввоза вышеуказанного транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства (л.д.26).
Факт неуплаты таможенных платежей Дабижой Ю.Н. подтверждается актом таможенного органа - Крымской таможни N от 20 апреля 2016 года (л.д.23-24).
26 апреля 2016 года в адрес ответчика Дабижа Ю.Н. было направлено требование об уплате таможенных платежей, начисленных в связи с не вывозом временного ввезенного на таможенную территорию Евразийского экономического союза указанного выше транспортного средства до истечения установленного предельно максимального срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного Союза (л.д.18-22).
Кроме того, из материалов дела не следует, что указанное выше транспортное средство принадлежит на праве собственности ответчику Дабиже Ю.Н., обратного последний как суду первой инстанции, так и суду второй инстанции не доказал. Нотариально удостоверенная доверенность, выданная ФИО13 Дабиже Ю.Н. на владение, пользование и распоряжение указанным транспортным средством, таковым не является (л.д. 31).
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭ товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, установлен главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных выпуском от 18 июня 2010 (далее - Соглашение).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 351 ТК ТС определено, что транспортное средство для личного пользования - авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно для личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 358 ТК ТС и пунктом 22 Приложения 3 к Соглашению иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В соответствии со статьей 11 Соглашения транспортные средства, в том числе зарегистрированные на территории иностранного государства и временно ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС любым способом иностранными физическими лицами ля личного пользования на срок своего временного пребывания на такой территории, но не более чем на один год, до истечения срока временного ввоза подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС.
Согласно пункту 5 статьи 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории ЕАЭС в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взымаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством
ЕАЭС.
В соответствии с подпунктами 4, 5 статьи 14 Соглашения, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, у декларанта возникает с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения, и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза либо в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 Соглашения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается - при не вывозе транспортных средств, временно ввезенных транспортных средств считается - при не вывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.
Согласно подпунктам 3, 7 статьи 14 Соглашения ввозные таможенные платежные пошлины, налоги начисляются по ставкам, установленным разделом VI Приложения N5 к Соглашению, и в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 14 Соглашения, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы у плате при выпуске товаров в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 5 Соглашения товары для личного пользования товары, ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС и Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (статья 75 ТК ТС).
В соответствии с частью 6 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закона N311-ФЗ) обнаружение факта не уплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов ЕАЭС.
Законодательством государств - членов ЕАЭС могут быть установлены иные возможности взыскания таможенных пошлин, налогов, в том числе за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены (статья 91 ТК ТС).
Согласно положениям статей 150, 157 Закона N311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
В случаях, предусмотренных Законом N311-ФЗ, а также в случае отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствии информации о счетах плательщика таможенные органы вправе взыскивать таможенные пошлины, налоги за счет товаров плательщика, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены, если эти товары не приобрели статус товаров ЕАЭС в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Если плательщиком таможенных пошлин, налогов является физическое лицо, обращение взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов производится на основании решения суда.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 Закона N 311-ФЗ.
До применения мер по принудительному взысканию в случае не уплаты таможенных пошлин, налогов в установленный срок, таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей, которое представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1 статьи 152 Закона 311-ФЗ).
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования (часть 11 статьи 152 Закона N 31 1-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, НК РФ, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица.
Пунктом 17 статьи 152 Закона N 311-ФЗ установлено, что при не исполнении требования об уплате таможенных платежей в сроки, установленные статьей 152 ГК таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 18 Закона N311-ФЗ.
Статья 14 Соглашения предусматривает возникновение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 14 Соглашения, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств, при не вывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.
Пунктом 4 статьи 91 ТК ТС установлено, что при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный срок таможенных пошлин, налогов уплачивается пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней установлен статьей 151 Закона N311-ФЗ.
Пенями признаются установленные настоящей статьей 151 Закона N311-ФЗ денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии с частью 2 статьи 151 Закона N311-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с указанием ЦБ РФ от 11 декабря 2015 N 3894-У "О ставке рефинансирования Банка России и ключевой ставке Банка России" с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С 01 января 2016 года Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования Банка России.
Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате ответчиком при выпуске вышеуказанного транспортного средства в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, составляет 424297 руб. 84 коп.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о возникновении у ответчика обязанности по уплате таможенных платежей, поскольку временно ввезенное указанные выше транспортное средство до истечения срока временного ввоза, то есть до 17 января 2016 года, ответчиком Дабижа Ю.Н. не было задекларировано с целью выпуска.
Довод апелляционной жалобы о неполучении Дабижей Ю.Н. требования об уплате таможенных платежей судебная коллегия находит не основанном на законе, поскольку требование об уплате таможенных платежей было направлено Дабиже Ю.Н. 26 апреля 2016 года по адресу его регистрации и постоянного проживания: "адрес", которое было получено ответчиком 10 мая 2016 года, что подтверждается уведомлением об отправлении письма заказной корреспонденцией с почтовым идентификатором RA 738975876. Доказательств обратного предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для удовлетворения иска Крымской таможни.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что судом постановленоправильное решение об удовлетворении заявленных Крымской таможней требований.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции основанным на тех нормах закона, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующим установленным судом обстоятельствам дела.
Таким образом, разрешая заявленный административный иск, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 14 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Воробьева
Судьи: Л.А-В. Юсупова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.