Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Петровской О.В., Редозубовой Т.Л.,
при секретаре Безумовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах Топорковой Н.В., к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Свердловской области" о признании права Топорковой Н.В. на возмещение расходов по оплате ритуальных услуг на погребение ветерана Великой Отечественной войны ... , взыскании расходов по оплате ритуальных услуг,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Клепинина В.А. на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 08.12.2016.
Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения представителя ответчика Клепинина В.А. (доверенность N от ( / / )), поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя процессуального истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеевой И.П., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Артемовский городской прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах Топорковой Н.В. с вышеуказанным иском к ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" (далее по тексту - Учреждение).
В обоснование требований указано, что ( / / ) умерла мать Топорковой Н.В. - Д.М.Я., 16.08.1922 г.р., являвшаяся участником Великой Отечественной войны (ВОВ). В январе 2016 г. Топоркова Н.В. обратилась в Отдел военного комиссариата Свердловской области по г. Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам с заявлением о возмещении ей расходов, понесенных на погребение матери. Письмом Учреждения от ( / / ) N истцу отказано в назначении и выплате компенсации расходов на оплату услуг по погребению по причине пропуска шестимесячного срока со дня смерти Д.М.Я. на подачу заявления о компенсации соответствующих расходов, установленного п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ от 12.01.1996). Отказ ответчика в выплате компенсации расходов на погребение прокурор полагал необоснованным. Настаивал на том, что в силу положений п. 5 ст. 11 Закона N 8-ФЗ от 12.01.1996, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ) расходы, связанные с погребением участников ВОВ, являются социальной льготой для данной категории лиц, возмещаются Министерством обороны РФ за счет средств федерального бюджета, при этом никаких ограничений, связанных со сроками назначения и выплаты спорной компенсации, законодательство не содержит.
На основании изложенного, прокурор просил признать за Топорковой Н.В. право на возмещение расходов на погребение умершего участника ВОВ Д.М.Я., взыскать с ответчика в возмещение соответствующих расходов 16 258 руб.
Представитель ответчика Клепинин В.А. исковые требования не признал, настаивая на пропуске истцом установленного законом срока на подачу заявления о компенсации расходов на погребение, что является основанием для отказа в ее выплате.
Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 08.12.2016 исковые требования Артемовского городского прокурора удовлетворены, за Топорковой Н.В. признано право на возмещение расходов по погребению умершего ветерана ВОВ Д.М.Я., с ответчика в пользу истца взыскано в возмещение указанных расходов 16 258 руб.
С таким решением не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе представитель Учреждения Клепинин В.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит указанное решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска прокурора. Настаивает на том, что установленный п. 3 ст. 10 Закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 шестимесячный срок со дня смерти на получение социального пособия на погребение распространяется на оплату ритуальных услуг в порядке ст. 24 Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ.
В возражениях на апелляционную жалобу Артемовский городской прокурор просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта.
В заседание судебной коллегии истец Топоркова Н.В., представитель третьего лица ОВК по г. Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам, извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом (почтой, исх. N 33-2978/2017 от 27.01.2017), не явились, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определилао рассмотрении апелляционной жалобы при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ( / / ) умерла мать истца Топорковой Н.В. - Д.М.Я., 1922 года рождения (свидетельство о смерти - л.д. 10).
Д.М.Я. являлась участником ВОВ, проходила военную службу в действующей армии с ( / / ) по ( / / ), что подтверждается справкой от ( / / ) N, выданной ОВК по г. Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам, а также удостоверением участника войны серии N от ( / / ), выданным Артемовским горвоенкоматом (л.д. 9, 53).
14.01.2016 Топоркова Н.В. обратилась в ОВК по г. Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам с заявлением о возмещении ей расходов, понесенных на погребение Д.М.Я., представив в подтверждение понесенных расходов квитанцию на оплату ритуальных услуг N от ( / / ) на сумму 18 560 руб., выданную ИП Б.И.В. (л.д. 20, 62).
Письмом начальника ОВК по г. Реж, Артемовский, Режевскому и Артемовскому районам от 27.01.2016 N истец уведомлена об отказе в назначении и выплате компенсации расходов на оплату услуг по погребению в связи с пропуском шестимесячного срока для получения выплаты (л.д. 12).
Как следует из справки от ( / / ) N, выданной ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Артемовском Свердловской области, Топоркова Н.В. за выплатой социального пособия на погребение Д.М.Я. не обращалась (л.д. 13).
Удовлетворяя при изложенных обстоятельствах иск прокурора, суд пришел к выводу о наличии у истца права на возмещение заявленных ею расходов на погребение в размере, установленным в Постановлении Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" (в редакции, действующей на дату смерти - ( / / )), т.е. в сумме 16258 руб. При этом суд исходил из того, что факт несения истцом таких расходов подтвержден надлежащими доказательствами, которые ответчиком не оспорены и не опровергнуты, правом на получение социального пособия на погребение истец не воспользовалась, оснований для применения установленного п. 3 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ шестимесячного срока не имеется, поскольку данный срок установлен только в целях получения социального пособия на погребение, к спорным правоотношениям указанная норма закона не применима.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Как указано в ст. 1 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, данный Закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает, в частности, гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 руб. с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности по отношению к умершему на день смерти; органом социальной защиты населения по месту жительства, в случае, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти.
В силу п. 3 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
В то же время в соответствии с п. 5 ст. 11 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статьей 24 Закона от 12.01.1996 N 5-ФЗ также предусмотрено, что для участников Великой Отечественной войны расходы, связанные с подготовкой тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны.
Таким образом, возмещение за счет средств федерального бюджета расходов на погребение ветеранов Великой Отечественной войны, предусмотренное п. 5 ст. 11 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ и ст. 24 Закона от 12.01.1996 N 5-ФЗ, по своему содержанию является льготой для данной категории лиц.
При этом п. 5 ст. 11 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ и ст. 24 Закона от 12.01.1996 N 5-ФЗ не содержат каких-либо ограничений, связанных со сроками предоставления такой меры социальной поддержки ветеранов войны.
В частности, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников", п. 33 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", оплата ритуальных услуг, в том числе, связанных с погребением участника Великой Отечественной войны, не производится, если похороны таких лиц произведены за счет государства или в случае выплаты социального пособия, установленного ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ.
Таким образом, законодательством разграничиваются социальное пособие на погребение, предусмотренное ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, и возмещение понесенных расходов, связанных с погребением, закрепленное в ст. 11 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, поскольку по указанным мерам социальной поддержки установлены различные источники финансирования, порядок и размеры выплат, а также организации и органы, на которые возложена обязанность произвести выплаты. При этом ограничение срока обращения за возмещением Министерством обороны Российской Федерации указанных расходов Законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ, регламентирующим порядок оплаты этих расходов, не предусмотрено.
С учетом изложенного, оснований для вывода об отсутствии у истца права на возмещение расходов на погребение умершего участника ВОВ в связи с пропуском ею шестимесячного срока, установленного п. 3 ст. 10 Закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ, у суда первой инстанции не имелось, размер подлежащих компенсации затрат на оплату ритуальных услуг (16258 руб.) определен судом правильно, в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 в редакции, действующей на дату смерти Д.М.Я., в связи с чем обжалуемое решение является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы ответчика, основанным на ошибочном толковании указанных норм материального права, отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены судебного постановления, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артемовского городского суда Свердловской области от 08.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФКУ "Военный комиссариат Свердловской области" - без удовлетворения
Председательствующий: Колесникова О.Г.
Судьи: Петровская О.В.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.