Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колесниковой О.Г.,
судей Ивановой Т.С., Федина К.А.
при секретаре Цыпиной Е.В.
в помещении суда рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логинова М.В. к Свердловской области в лице Правительства Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца
на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.12.2016.
Заслушав доклад судьи Ивановой Т.С., объяснения истца Логинова М.В.; объяснения представителя ответчика Правительства Свердловской области Тертышного А.Н.; объяснения представителя ответчика Министерства финансов Свердловской области Ястремских К.П., судебная коллегия
установила:
Логинов М.В. 23.11.2016 обратился с иском к Свердловской области в лице Правительства Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области о признании бездействия незаконным, взыскании убытков, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение положений Конвенции о правах инвалидов, законодательными и исполнительными органами Свердловской области не установлена квота для трудоустройства инвалидов работодателями, численность работников которых составляет не более чем 100 человек, в результате чего, как указывает истец, нарушено его право на труд и занятость.
С учетом дополнения исковых требований, истец просил:
- признать незаконным бездействие исполнительной и законодательной власти Свердловской области, выразившееся в не принятии должных законодательных мер по установлению квоты для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, нарушением обязательств Российской Федерации в связи с ратификацией "Конвенции о правах инвалидов" в период с ( / / ) по ( / / ), дискриминацией;
- взыскать с Правительства Свердловской области убытки в виде упущенной выгоды в размере 90000 рублей 00 копеек, компенсацию морального вреда в размере 250000 рублей 00 копеек, необходимые для реабилитации, для приобретения компьютера и сопутствующей оргтехники, для работы на дому.
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 28.11.2016 истцу отказано в принятии исковых требований к Правительству Свердловской области о признании ст. 7 Закона Свердловской области "О содействии занятости населения в Свердловской области" (в части) не соответствующей п. "а" ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов.
Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 28.11.2016 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Свердловской области.
Ответчики с исковыми требованиями не согласились, поддержали письменные возражения, в удовлетворении заявленных требований просили отказать.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.12.2016 исковые требования Логинова М.В. оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился истец, принес на него апелляционную жалобу, в которой просил об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм Конвенции о правах инвалидов.
09.02.2017 (вх. N 8620) через приемную Свердловского областного суда поступили возражения ответчика Правительства Свердловской области на апелляционную жалобу истца, в которых представитель ответчика указал на законность, обоснованность принятого судом решения.
В заседание суда апелляционной инстанции явились:
- истец Логинов М.В., поддержавший доводы и требования апелляционной жалобы;
- представитель ответчика Правительства Свердловской области Тертышный А.Н., поддержавший доводы возражений на апелляционную жалобу;
- представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области Ястремских К.П., полагавшая решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда - www.ekboblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определилао рассмотрении дела при данной явке. Явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции лица не возражали против рассмотрения гражданского дела при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что истец является инвалидом второй группы, зарегистрирован в качестве безработного с ( / / ) по ( / / ) и с ( / / ); получает пособие с ( / / ) в размере 819,84 руб. (л.д.4). Согласно ответам ГКУ "Екатеринбургский Центр занятости" от ( / / ) и ( / / ) подходящих для истца вакансий в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида в базе нет.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что положения ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части определения порядка специальных мероприятиях реализованы на территории Свердловской области в установленном законом порядке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и установленным обстоятельствам дела.
Согласно Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и социальная защита, а также трудовое законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации (ст. 72 п.п. "б", "ж" и "к" ч. 1).
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и иные нормативные правовые акты, согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям (ч.1).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.
Из содержания данных норм следует, что законодатель в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда инвалидов предусмотрел для них ряд гарантий трудовой занятости, в числе которых установление квоты для приема на работу. При этом работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и ее выполнения. Квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Федеральный закон в самом общем виде закрепляет обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а также обеспечивать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Конкретный механизм реализации квот предусматривается региональным законодательством. При этом установление квоты для работодателей, численность которых составляет менее чем 100 человек, является правом субъекта Российской Федерации, а не его обязанностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% среднесписочной численности работников.
В соответствии со ст. 3 Закона Свердловской области от 25.03.2013 N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области" Правительство Свердловской области уполномочено с 01.01.2016 определять порядок проведения предусмотренных федеральным законом специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
31.05.2016 Правительством Свердловской области во исполнение требований ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", принято постановление N 387-ПП "О специальных мероприятиях, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда Свердловской области".
Указанным Постановлением утверждены: порядок создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов; порядок создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; порядок организации обучения инвалидов новым профессиям; порядок резервирования рабочих мест по профессиям (специальностям), наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; порядок выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области, а также установлено для организаций с численностью работников более 100 человек, расположенным на территории Свердловской области, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Пунктом 2 Постановления для организаций с численностью работников более 100 человек, расположенных на территории Свердловской области, установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 10 процентов от квоты для приема на работу инвалидов, установленной Законом Свердловской области от 25.03.2013N 23-ОЗ "О содействии занятости населения в Свердловской области".
Принятие аналогичных нормативных актов, определяющих порядок проведения специальных мероприятий в отношении инвалидов в других субъектах Российской Федерации, которые вступили в действие с 01.01.2016, вопреки доводам истца, не свидетельствует о наличии бездействия со стороны Правительства Свердловской области и дискриминации в сфере труда в отношении истца, поскольку полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов, осуществления полномочий в области содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (ст. ст. 26.2., 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Вместе с тем, вышеперечисленные процедуры не предполагают гарантированного трудоустройства, а лишь регламентируют определенные условия, способствующие трудоустройству и повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда как наиболее незащищенной категории граждан.
Из материалов дела следует, что истец состоит на учете в службе занятости в качестве безработного, на него в полной мере распространяется законодательство о занятости, в том числе, по содействию в поиске подходящей работы, а также по выплате пособия по безработице. Доказательств того, что отсутствие вышеуказанного порядка создало истцу препятствие к трудоустройству в спорный период, материалы дела не содержат.
Вопреки позиции истца, судом не допущено нарушений норм процессуального и материального права, в связи с не привлечением к участию в деле в качестве соответчика Правительства Российской Федерации, поскольку, как указывалось выше, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Кроме того, как следует из руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 23 Постановления от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца. После замены ненадлежащего ответчика подготовка дела проводится с самого начала. Если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, подготовка дела, а затем его рассмотрение проводятся по предъявленному иску. При предъявлении иска к части ответчиков суд не вправе по своей инициативе и без согласия истца привлекать остальных ответчиков к участию в деле в качестве соответчиков. Суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен, и только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом. Только в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе (ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется (ст. ст. 328, 330, ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 19.12.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий Колесникова О.Г.
Судьи Иванова Т.С.
Федин К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.