Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе
председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Петровской О.В.,
Редозубовой Т. Л.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Киприяновой Н. В.,
при секретаре Пермяковой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску прокурора города Ивделя в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N N с особыми условиями хозяйственной деятельности главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" о признании бездействия по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов и возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов
по апелляционной жалобе ответчика на решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 15 ноября 2016 года
Заслушав доклад судьи Редозубовой Т. Л., объяснения представителя ответчика Наранович О. В. (доверенность от " ... " N), поддержавшей доводы жалобы, прокурора Киприяновой Н. В., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Ивделя в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N N с особыми условиями хозяйственной деятельности главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее по тексту ФКУ ИК- N ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области) о признании бездействия по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов и возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В обоснование иска указал, что в нарушение требований Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости в Свердловской области" ответчиком не соблюдается квота по выделению 6 рабочих мест для инвалидов.
Представитель ответчика исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. Ссылался на необходимость учета правового статуса учреждения и порядка прохождения службы в органах внутренних дел. Указал, что установление квоты для приема на работу инвалидов не может осуществляться с учетом штатной численности аттестованных сотрудников, к которым действующее законодательство предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья.
Третье лицо ГКУСЗН СО "Ивдельский центр занятости" в судебное заседание не явилось, извещено.
Решением Ивдельского городского суда Свердловской области от 15 ноября 2016 года исковые требования прокурора г. Ивделя удовлетворены.
Признано незаконным бездействие ФКУ ИК N ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области" по не выделению шести рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов
На ФКУ ИК-62 ОУХД ГУФСИН России по Свердловской области возложена обязанность в месячный срок выделить шесть рабочих места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов и предоставить информацию об этом в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области "Ивдельский центр занятости".
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении исковых требований. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неприменение судом законодательства, регулирующего порядок прохождения службы в органах внутренних дел.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор указал об отсутствии оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Киприянова Н. В. полагала о законности и обоснованности решения суда.
Третье лицо ГКУСЗН СО "Ивдельский центр занятости" в судебное заседание не явилось, извещено.
Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы истца назначено на 01 марта 2017 года определением от 02 февраля 2017 года, извещения о дате и времени рассмотрения дела направлены сторонам, третьему лицам письмом 02 февраля 2017 года.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что третье лицо извещено надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщило суду о причинах неявки, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определилао рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанного лица.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение положений Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости в Свердловской области" ответчик не принимает мер к выделению 6 рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 5, подпунктам 1, 3 и 6 пункта 1 статьи 7.1.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, является одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения. При этом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов; регистрация инвалидов в качестве безработных.
В силу статьи 13 этого же федерального закона государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами; квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 183-ФЗ) предписано, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, также не исключается установление квоты для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Как указано в п. 8 ч.3 ст. 3, ст.7 Закона Свердловской области "О содействии занятости населения в Свердловской области" от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ работодателям, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов среднесписочной численности работников; уменьшение размера квоты возможно только в случае, если у работодателя численность работников, превышает 100 человек, и у которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда имеется более 50 процентов работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов среднесписочной численности работников.
На основании п.2 Порядка выполнения квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 31 мая 2016 года N387-ПП численность инвалидов, принимаемых на работу в пределах установленной квоты, работодатель, осуществляющий деятельность на территории Свердловской области исчисляет самостоятельно ежемесячно с учетом данных о среднесписочной численности работников, при этом при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
По мнению судебной коллегии, вышеуказанные нормы закона регулируют отношения, вытекающие из трудоправовых, которые по своему характеру не являются идентичными отношениям, регулирующим порядок прохождения службы в органах внутренних дел.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, действие которого распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании ст. 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06 июня 2005 года N 76.
В силу положений ст.24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
Порядок и условия прохождения федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе регламентируются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о федеральной государственной гражданской службе.
Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Согласно статье 8 Положения о службе на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации, способные по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.
В силу взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.
Вышеуказанные нормы закона согласуются с положениями раздела 4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 06 июня 2005 года N 76, согласно которым при приеме на службу осуществляется предварительное изучение кандидатов, принимаемых на службу (учебу) (п. 4.2.); в процессе предварительного изучения личности кандидата выясняются состояние его здоровья, соответствие имеющегося у него образования и специальной подготовки требованиям, предъявляемым к должности, на которую он принимается, деловые, личные и нравственные качества (п. 4.3.), по результатам предварительного изучения составляется справка о результатах изучения кандидата; справка направляется руководителю учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, имеющему право назначения на должность. Он рассматривает поступившие документы и при положительном решении передает их в соответствующее кадровое подразделение для проведения специальной проверки кандидата и направления его на военно-врачебную комиссию для определения годности к службе в уголовно-исполнительной системе. Годность к службе (учебе) по состоянию здоровья кандидатов определяется ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года N 123 (п. 4.4); при отсутствии сведений, препятствующих приему кандидата на службу в уголовно-исполнительную систему, а также признании его ВВК годным к этой службе кандидат пишет заявление о приеме на службу в уголовно-исполнительную систему. Прием на службу граждан на должности рядового и начальствующего состава осуществляется: 1) путем заключения контрактов; 2) по конкурсу - в соответствии с Перечнем должностей, замещаемых на конкурсной основе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ; 3) посредством назначения на должность.
Согласно п. 5 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 условиями признания гражданина инвалидом являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ограничение жизнедеятельности, необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел права и ограничения прав на поступление и прохождения службы в органах внутренних дел.
Следовательно, при расчете размера квоты для приема на работу инвалидов в учреждении ответчика, необходимо исходить только из расчета штатной численности вольнонаемных работников.
Как следует из материалов дела, и не оспорено стороной истца, по состоянию на " ... " штатная численность работников учреждения составляла 284 человека, из них аттестованных сотрудников - N человек, вольнонаемных работников- N.
С учетом вышеприведенных положений закона, при указанной численности вольнонаемных работников (менее N человек), на ответчика не может быть возложена обязанность по выделению рабочих мест в пределах установленной квоты.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ивдельского городского суда Свердловской области от 15 ноября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора города Ивделя в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N N с особыми условиями хозяйственной деятельности главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" о признании бездействия по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов и возложении обязанности выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов отказать.
Председательствующий: Колесникова О.Г
Судьи: Петровская О.В.
Редозубова Т.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.