Свердловский областной суд в составе
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела N3а-10/2017
по административному исковому заявлению Муранова А.В.
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области-
об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12 в размере их рыночной стоимости,
при участии в судебном заседании:
- представитель административного истца не явился;
- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
- представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
- представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области не явился,
установил:
Муранов А.В. (далее - административный истец) обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, уточнив его в ходе судебного заседания (определение суда от 15ноября2016года) об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5 и 66:45:0200312:12, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01января2015года.
По мнению административного истца, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, установленной отчетами об оценке, нарушает права административного истца, являющегося собственником указанных выше объектов недвижимости, поскольку расчет земельного налога осуществляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12 в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01января2015года.
До начала судебного заседания от представителя административного истца Кобелевой А. А. поступило ходатайство, в котором содержится просьба к суду учесть при вынесении судебного акта имеющееся в деле заключение эксперта, с которым представитель заблаговременно ознакомился.
Лица, участвующие в деле, - административный истец, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области - представителей в настоящее судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле после возобновления производства по делу определением суда от 28 февраля 2017 года.
Исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение эксперта от 12 января 2017 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По материалам административного дела судом установлено следующее.
Административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5 и 66:45:0200312:12, что подтверждается нотариально заверенными копиями свидетельств о государственной регистрации права.
Земельный участок с кадастровым номером 66:65:0301060:5, общая площадь - 3 300кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - АЗС, расположен по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, раб. пос. Бисерть, 101 км. Федеральной дороги Екатеринбург-Пермь.
Земельный участок с кадастровым номером 66:45:0200312:12, общая площадь - 2 511кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - объект автотранспорта, расположен по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Каменская, д. 90.
В силу статьи 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург", сформирован по состоянию по состоянию на 01 января 2015 года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:65:0301060:5 определена по состоянию на 01января2015года в размере 19 525374 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200312:12 определена по состоянию на 01января2015года в размере 16434344,34 руб.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административный истец является собственником указанного выше земельного участка.
Размер кадастровой стоимости земельного участка влияет на величину налоговых платежей, подлежащих уплате в местный бюджет.
Следовательно, результат определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12 напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить этот результат в суде.
При обращении в суд административный истец ссылался в обоснование своих требований на отчеты об оценке от 31мая2016года N85ЕК-2016 и N86ЕК-2016 (далее - отчеты), составленные обществом с ограниченной ответственностью "Интегро "Оценка", и подтвержденные положительными экспертными заключениями Саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков" от 19сентября2016года.
Как видно из отчетов рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:65:0301060:5 определена оценщиком в размере 4882082 руб., а земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200312:12 - в размере 4552443 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30июня2015года N28"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленных оценщиком отчетов на их соответствие законодательству об оценочной деятельности по ходатайству административного истца определением суда от 28 ноября 2016 года была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Трансэнергоресурс" Панфиловой Е.С.
Согласно заключению эксперта от 12января2017года N12 рыночная стоимость для земельного участка с кадастровым номером 66:65:0301060:5 определена на дату оценки - 01января2015года в размере 3887400 руб., а для земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200312:12 на дату оценки - 01января2015года - 4773411руб.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что эксперт Панфилова Е.С. ясно и недвусмысленно ответила на поставленные перед ней вопросы.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному эксперту.
Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ заключения эксперта свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона N 315-ФЗ, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Суд также находит, что заключение эксперта полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Приведенные в заключении эксперта выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного подхода, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области в спорном сегменте на дату оценки - 01 января 2015 года - и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, а также о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках.
Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В заключении эксперта присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве заключения и о дате его подготовки, к заключению приложены копии необходимых материалов и распечатки.
В заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяют полностью воспроизвести расчет стоимости.
По состоянию на 01января2015года итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:65:0301060:5 определена экспертом в размере 3887400 руб., а для земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200312:12 - в размере 4773411 руб.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Таким образом, ставить указанное заключение эксперта под сомнение у суда оснований не имеется.
Данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12 в размере их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает по состоянию на 01января2015года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:65:0301060:5 в размере его рыночной стоимости 3887400 руб. и кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200312:12 в размере его рыночной стоимости 4773411 руб.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, - 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12 является дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд - 07 октября 2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12, равная их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, дату внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, дату начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943.
Обратившись в суд с административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5, 66:45:0200312:12 в размере их рыночной стоимости, в связи с чем настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Муранова А.В. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 66:65:0301060:5 и 66:45:0200312:12 удовлетворить.
Установить по состоянию на 01января2015года:
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:65:0301060:5, общая площадь - 3300кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, Нижнесергинский район, раб. пос. Бисерть, 101 км Федеральной дороги Екатеринбург-Пермь, в размере его рыночной стоимости 3887400 (три миллиона восемьсот восемьдесят семь тысяч четыреста) руб.;
- кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:45:0200312:12 общая площадь - 2511кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Каменская, д. 90. в размере его рыночной стоимости 4773411 (четыре миллиона семьсот семьдесят три тысячи четыреста одиннадцать) руб.
на период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 07октября2016года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 06марта2017года.
Председательствующий С.Н.Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.