Свердловский областной суд в составе:
председательствующего Полевщиковой С.Н.,
при секретаре Соболевой Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-11/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коперник"
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, - с участием заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области -
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года
при участии в судебном заседании:
- представителя административного истца Межина С.Ю., действующего на основании доверенности от 16 мая 2016 года;
- представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;
- представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;
- представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области не явился,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коперник" (далее - административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 утвержденной Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области", и об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 297 525 000 руб.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200.
Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 в размере 8713282 331,72 руб. его рыночной стоимости нарушает права административного истца, являющегося плательщиком земельного налога, поскольку расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденной в установленном законом порядке.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Межин С.Ю., который поддержал заявленные требования о пересмотре в судебном порядке кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решение вопроса об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании ранее представленного отчета об оценке или на основании поступившего заключения эксперта, с которым представитель административного истца заблаговременно ознакомился, Межин С.Ю. оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области - представителей в судебное заседание не направили; извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, и имели возможность заблаговременно ознакомиться с результатами судебной экспертизы и представить свои возражения.
Неявка в судебное заседание представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению административного дела после возобновления производства по делу определением суда от 28 февраля 2017 года.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства, отзывы лиц, участвующих в деле, а также заключение судебной экспертизы от 13 января 2017 года, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
По материалам административного дела судом установлено следующее.
Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200, общая площадь - 976 739 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилой комплекс с объектами социально-бытового, административного и торгово-развлекательного назначения с подземными автостоянками, который расположен по адресу: Свердловская область, район Белоярский, в 3 км северо-западнее пос. Растущий.
В силу статьи 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно пункту 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, сформирован по состоянию на 01 января 2015 года и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 8713282 331,72 руб.
В соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административный истец является собственником указанного выше земельного участка.
Размер кадастровой стоимости земельного участка влияет на величину налоговых платежей, подлежащих уплате в местный бюджет.
Следовательно, результат определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 напрямую затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе оспорить этот результат в суде.
При обращении в суд административный истец ссылался в обоснование своих требований на отчет об оценке от 26 мая 2016 года N 907-16/3 (далее - отчет), составленный обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинг Групп" и подтвержденный положительным экспертным заключением от 30 мая 2016 года N 1402/С-16 НП СРО "СВОД", согласно которому по состоянию на 01 января 2015 года оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости в размере 297525 000 руб.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности, в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности по ходатайству административного истца определением суда от 30 ноября 2016 года была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года, проведение которой поручено сотруднику общества с ограниченной ответственностью "Профи Апрайс" Артемьевой С. С.
Из заключения эксперта от 13 января 2017 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 по состоянию на 01 января 2015 составила 609485 136 руб.
В соответствии с частью 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 названного Кодекса.
Согласно частям 1 - 4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что эксперт Артемьева С. С. ясно и недвусмысленно ответила на поставленный перед ней вопрос.
Суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному эксперту.
Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Анализ заключения эксперта свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона N 315-ФЗ, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Заключение эксперта содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Суд также находит, что заключение эксперта полностью соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Приведенные в заключении эксперта выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Суд считает, что приведенные в заключении эксперта сведения дают надлежащее представление о рынке недвижимости Свердловской области в спорном сегменте на дату оценки - 01 января 2015 года - и обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, а также о местоположении земельного участка, его количественных и качественных характеристиках.
Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
В заключении эксперта присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве заключения и о дате его подготовки, к заключению приложены копии необходимых материалов и распечатки.
В заключении изложена и подтверждена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки; состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяют полностью воспроизвести расчет стоимости.
Согласование результатов применения доходного и сравнительного подходов свидетельствует о том, что результат сравнительного подхода, по мнению эксперта, наиболее точно отражает ситуацию на рынке земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года.
Рыночная стоимость определена экспертом в рамках используемого сравнительного подхода и метода сравнения продаж земельных участков под коммерческое строительство.
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки по состоянию на 01 января 2015 года 609485 136 руб.
Правильность заключения эксперта, отвечающего требованиям процессуального законодательства, административными ответчиками не опровергнута.
Таким образом, ставить указанное заключение эксперта под сомнение у суда оснований не имеется.
Данных об иной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200, которые могли бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, административными ответчиками не представлено.
Проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
Таким образом, суд считает, что административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 и об установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, подлежит удовлетворению.
Суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200, общая площадью 976 739 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование жилой комплекс с объектами социально-бытового, административного и торгово-развлекательного назначения с подземными автостоянками, расположенного по адресу: Свердловская область, район Белоярский, в 3 км северо-западнее пос. Растущий, в размере его рыночной стоимости, равной 609485 136 руб., определенной по состоянию на 01 января 2015 года в заключении эксперта от 13 января 2017 года.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, - 24 октября 2015 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 является дата обращения административного истца с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области 15 июня 2016 года.
С учетом изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, дату внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, дату начала применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943.
Обратившись в суд с административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, поэтому все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Коперник" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200 удовлетворить.
На период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:06:4501001:200, общая площадью 976 739 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилой комплекс с объектами социально-бытового, административного и торгово-развлекательного назначения с подземными автостоянками, расположенного по адресу: Свердловская область, район Белоярский, в 3 км северо-западнее пос. Растущий, в размере рыночной стоимости 609485 136 (шестьсот девять миллионов четыреста восемьдесят пять тысяч сто тридцать шесть) руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 июня 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 02 марта 2017 года.
Председательствующий С.Н. Полевщикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.