Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Старкова М.В.,
при секретаре Прониной Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ( / / )3 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:61:0210008:11 по состоянию на 01 января 2015 года в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
в Свердловский областной суд 01 ноября 2016 года по почте направлено названное административное исковое заявление, подлежащее рассмотрению в порядке главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. ( / / )5 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:61:0210008:11, который расположен по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Льва Толстого, д. 16. По мнению административного истца, утверждённая по результатам государственной кадастровой оценки стоимость земельного участка в размере 9609782 руб. 49 коп. не соответствует и превышает рыночную стоимость, что влечёт нарушение прав административного истца, как собственника этого земельного участка, являющегося плательщиком земельного налога. Просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка в размере 2900205 руб. по состоянию на 01 января 2015 года.
Административный ответчик - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях (л.д. 95) указало, что просит рассмотреть дело без участия своего представителя; по мнению административного ответчика нарушений при утверждении оспариваемой кадастровой стоимости допущено не было и оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области; заинтересованное лицо (на стороне административных ответчиков) - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области, а также заинтересованные лица (на стороне административного истца) ( / / )1 (сособственник) и ( / / )2 (сособственник) о своём отношении к рассматриваемому делу не сообщили.
В судебное заседание представители сторон и заинтересованных лиц своих представителей не направили. О месте и времени судебного заседания были извещены, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда. Учитывая положения части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, надлежащее извещение не явившихся представителей сторон и заинтересованного лица, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей.
Изучив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Производство по данным административным делам осуществляется на основании главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учётом особенностей установленных названной главой.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Существует два способа установления кадастровой стоимости земельного участка: либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путём установления рыночной стоимости, определённой индивидуально для объекта недвижимости. Определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в кадастр в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определениях от 01 марта 2011 года N 280-О-О, от 23 октября 2014 года N 2343-О это не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Статья 24 18 Федерального закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Аналогичное положение установлено также и в части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как видно из материалов рассматриваемого административного дела, 30 июля 2002 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:61:0210008:11 (л.д. 108).
Категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: под объект общественного питания.
На основании постановления администрации Серовского городского округа от 19 ноября 2015 года N 1748, по договору купли-продажи от 23 ноября 2015 года N 3055 ( / / )3 на праве общей долевой собственности передана в общую долевую собственность 21/25 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок. ( / / )1 передано 4/25 доли (л.д. 103-107). Запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02 февраля 2016 года, что подтверждается нотариально заверенной копией правоподтверждающего документа (л.д. 12).
В дальнейшем - 09 марта 2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право общей долевой собственности (21/25 доля в праве общей долевой собственности на земельный участок) ( / / )2.
Таким образом, административному истцу ( / / )3 земельный участок с кадастровым номером 66:61:0210008:11 принадлежал на праве общей долевой собственности в период с 02 февраля 2016 года до 09 марта 2016 года.
Кадастровая стоимость названого земельного участка была утверждена по состоянию на 01 января 2015 года Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года N 2588 в размере 9609782 руб. 49 коп. (л.д. 11).
Полагая, что утверждённая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:61:0210008:11 не соответствует его рыночной стоимости, административный истец ссылался в обоснование своих требований на отчёт общества с ограниченной ответственностью "Судебная экспертиза и оценка" от 05 мая 2016 года N 694.ЗР-12.2015. На этот отчёт получено положительное экспертное заключение СРО "Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков" от 26 августа 2016 года N 395-35-16.
Как видно из названого отчёта вероятная рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составляла 2900205 руб.
Однако, представленный отчёт не в полной мере отвечал требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, в связи с чем, у суда возникли сомнения в достоверности выводов представленного отчёта, а между тем, по данному делу требовалось установление рыночной стоимости земельного участка.
При возникновении вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
09 декабря 2016 года от представителя административного истца поступило ходатайство о назначении по делу экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка (л.д. 110-127).
Определением Свердловского областного суда от 09 декабря 2016 года по данному делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года. По результатам проведённой судебной экспертизы в материалы дела 17 января 2017 года поступило заключение эксперта.
В соответствии с полученным заключением эксперта рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:61:0210008:11 по состоянию на 01 января 2015 года составляла 3369660 руб.
У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правильности выводов проведённой экспертизы, поскольку заключение эксперта содержит результаты исследования сегмента рынка, а также анализ иных факторов, влияющих на стоимость объектов, оно мотивировано, его выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Оценив представленное заключение судебной экспертизы по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и соглашается с изложенными в нём результатами.
Следовательно, при рассмотрении административного дела установлено и нашло своё подтверждение, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:61:0210008:11 по состоянию на 01 января 2015 года составляла 3369660 руб.; именно в таком размере, удовлетворяя заявленные требования, и следует установить кадастровую стоимость.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в резолютивной части решения суда по делу указываются дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости; данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости не вносились сведения о кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, то и указывать период действия определяемой судом кадастровой стоимости в данном случае не требуется.
Что же касается судебных расходов по делу, то установление рыночной стоимости в данном случае являлось реализацией административным истцом своего права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, в связи с чем, решение суда нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков. Следовательно, судебные расходы относятся на административного истца и не подлежат взысканию (возмещению).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ( / / )3 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:61:0210008:11 по состоянию на 01 января 2015 года в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:61:0210008:11 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 3369660 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 01 ноября 2016 года.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Свердловский областной суд.
Решение изготовлено 15 февраля 2017 года.
Судья
М.В. Старков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.