Судья Свердловского областного суда Вдовиченко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2017 года жалобу защитника юридического лица - Акционерного общества "Тандер" (далее АО "Тандер") Зубрилиной С.Н. на решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 17 июня 2016 года, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Свердловской области, заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области N 43 от 18 февраля 2016 года юридическому лицу - АО "Тандер" по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Должностным лицом, вынесшим постановление, установлено, что АО "Тандер" повторно допустило нарушение санитарного законодательства.
По результатам рассмотрения жалобы защитника юридического лица Клементьева А.В. решением судьи районного суда постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе защитник Зубрилина С.Н. ставит вопрос об отмене всех состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу за отсутствием события административного правонарушения. По мнению автора жалобы, допустимые доказательства вины юридического лица в деле отсутствуют. Также Зубрилина С.Н. указывает, что юридическим лицом добросовестным образом исполняются свои обязательства, им заключены договоры со сторонними организациями на вывоз мусора, контейнеры установлены с крышками.
Проверив материалы дела с учетом доводов жалобы, заслушав специалистов Роспотребнадзора М.., Н.., возражавших против доводов жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи не усматриваю.
Как видно из материалов дела, судья в соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме проверил законность и обоснованность постановления должностного лица.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Пунктом 2.7 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" установлено, что в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Из материалов дела усматривается, что в ходе выездной внеплановой проверки, проведенной в период с 01 декабря 2015 года по 28 декабря 2015 года специалистами Роспотребнадзора было установлено, что в четырех магазинах "Магнит", принадлежащих АО "Тандер" и расположенных в г. Екатеринбурге по ул. Ферганской, 6, в Сысертском районе пгт. Двуреченск по ул. Клубной, 1а, в г. Нижний Тагил по ул. Кольцова, 20, в г. Серов по ул. Жданова, 17 были допущены нарушения вышеназванных санитарных правил, выразившиеся в отсутствии специально оборудованных контейнерных площадок для сбора, накопления и временного хранения мусора и пищевых отходов на расстоянии не менее 25 м от магазина и на расстоянии не менее 20м от жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха, занятий спортом; отсутствии раздельных контейнеров с крышками для контейнеров; отсутствии специальной маркировки для сбора, временного хранения мусора, пищевых, твердо-бытовых отходов.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 08 февраля 2016 года, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 120-123), предписанием должностного лица Роспотребнадзора АО "Тандер" об устранении выявленных нарушений санитарных правил (л.д. 16-29), распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 32-38), актом проверки от 28 декабря 2015 года (том 1 л.д. 48-52, 69-70, 75-76, 90-92, 114-116), актом внеплановой проверки (том 2 л.д. 106-107, 115-118, 121, 133), фотографиями (том 2 л.д. 124-132,135-139) и другими доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив все доказательства, должностное лицо и судья районного суда, рассматривавший жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, обоснованно пришли к выводу о совершении АО "Тандер" нарушения санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов потребления, действия были правильно квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1).
Доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено.
Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения противоречат материалам дела. В соответствии с санитарными правилами СП 2.3.6.1066-01 в хозяйственной зоне предприятий торговли должны быть оборудованы площадки для сбора мусора и пищевых отходов, при этом находящиеся там контейнеры должны быть оборудованы крышками.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны соблюдать требования санитарного законодательства.
СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" содержат основные положения, которые обеспечивают санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых зданий.
В силу данных Правил в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, сокращение регламентированных санитарными нормами расстояний до мусорных контейнеров возможно лишь в предусмотренном законом порядке по согласованию с органами местного самоуправления, органами санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 2.2.3).
Между тем, АО "Тандер" не согласовано место размещения контейнерной площадки с органами местного самоуправления, органами санитарно-эпидемиологического надзора, наделенных полномочиями решать вопрос о сокращение регламентированных санитарными нормами расстояний для установки мусорных контейнеров.
Доводы жалобы о незаконности проведения должностными лицами Роспотребнадзора внеплановой проверки, несостоятельны.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводам к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, требования предписания, выданного Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, юридическое лицо обязано было выполнить в срок до 15 ноября 2015 года и сообщить об устранении нарушений санитарных норм и правил в контролирующий орган.
30 ноября 2015 года заместителем главного государственного санитарного врача по Свердловской области ввиду истечения срока исполнения указанного предписания было издано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки АО "Тандер", в рамках которой установлено, что выявленные нарушения устранены не были.
Распоряжение о проведении внеплановой проверки было вручено должностным лицам торговых предприятий АО "Тандер", проверочные мероприятия проводились с их непосредственным участием .
Таким образом, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ о проведении проверки деятельности юридического лица, соблюдены, поэтому доводы об отсутствии законных оснований для ее проведения подлежат отклонению как несостоятельные.
Доводы жалобы о неправильной квалификации действий юридического лица, основаны на неверном понимании норм права.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Как следует из материалов дела, АО "Тандер" вменено в вину нарушение санитарных правил и норм, предусматривающих требования к установке мусорных контейнеров, а также минимальному расстоянию от мусорных контейнеров до жилых зданий. Следовательно, противоправные действия (бездействие) Общества связаны с обращением с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (в данном случае, складированием отходов). А потому квалификация действий юридического лица, данная административным органом, является правильной.
Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с санкцией 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Серовского районного суда Свердловской области от 17 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица - АО "Тандер" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.