Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Панасенко Г.В.,
при секретаре Убушиевой А.В.,
с участием представителя административного истца - Илюмжинова Санала Николаевича Шовунова Евгения Владимировича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Илюмжинова Санала Николаевича к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости административного здания в размере его рыночной стоимости,
установил:
Илюмжинов С.Н. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя следующим.
Он является собственником административного здания, кадастровый номер ******* площадью ***,** кв.м, расположенного по адресу: " ... ". Кадастровая стоимость этого здания, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр, по состоянию на 21 ноября 2011 года составила ******* руб. ** коп. Согласно отчёту N Х-*** от 15 декабря 2016 года, составленному независимым оценщиком С.М.А., рыночная стоимость данного объекта по состоянию на ту же дату составляет *******,** руб. Таким образом, кадастровая стоимость здания существенно превышает рыночную стоимость, что затрагивает его права как плательщика налога на имущество физических лиц, сумма которого поставлена в зависимость от кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества. В связи с этим, просит суд установить кадастровую стоимость указанного административного здания в размере его рыночной стоимости - *******,** руб. по состоянию на 21 ноября 2011 года.
В судебном заседании представитель Илюмжинова С.Н. Шовунов Е.В. заявленные требования поддержал, в обоснование привел доводы, изложенные в иске.
Представители ответчиков - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
Представитель заинтересованного лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Калмыкия, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения указанных лиц, и отсутствие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд признает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В силу статьи 401 НК РФ объектами налогообложения для физических лиц признаются иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия, определенные по состоянию на 21 ноября 2011 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости статья 24.18 Федерального закона предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что Илюмжинов С.Н. является собственником административного здания с кадастровым номером ******* площадью ***,** кв.м., расположенного по адресу: " ... ", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16 декабря 2016 года.
Таким образом, истец является плательщиком налога на имущество, следовательно, он имеет заинтересованность в приведении кадастровой стоимости административного здания в соответствие с его рыночной стоимостью.
Кадастровая стоимость административного здания, утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года N 112-пр, по состоянию на 21 ноября 2011 года составляет ******* руб. ** коп., о чём свидетельствует кадастровая справка филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия.
Указанные сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в государственный реестр объектов недвижимости 27 октября 2012 года.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, истец обратился к независимому оценщику за проведением оценки рыночной стоимости административного здания. Согласно отчёту N Х-*** от 15 декабря 2016 года, составленному независимым оценщиком С.М.А. (включен в реестр оценщиков общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" 7 июля 2008 года под регистрационным N *****, свидетельство N ******* от 25 мая 2014 года), рыночная стоимость административного здания с кадастровым номером ******** по состоянию на 21 ноября 2011 года составляет *******,** руб.
На отчет об оценке получено экспертное заключение Экспертного совета Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков"
N ****/**** от 19 декабря 2016 года, из содержания которого следует, что отчёт об оценке N Х-*** от 15 декабря 2016 года соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, Своду стандартов и правил оценки Российского общества оценщиков (ССО РОО 2015) и заданию на оценку, выводы оценщика о величине рыночной стоимости объекта признаны обоснованными.
Изучив отчёт об оценке, суд приходит к выводу о его достоверности и в целом соответствии требованиям действующего законодательства. На это указано и в экспертном заключении.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Представленный в обоснование требований отчёт N Х-*** от 15 декабря 2016 года подготовлен независимым оценщиком С.М.А., обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в отчёте об оценке приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик применил затратный подход методом сравнительных единиц, привел обоснование отказа от применения сравнительного и доходного подходов. В отчёте об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате её подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, в отчёте приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Кем-либо из лиц, участвующих в деле, мотивированные возражения, замечания на отчёт об определении рыночной стоимости административного здания не представлены.
С учетом изложенного суд признает экономически обоснованным размер рыночной стоимости административного здания, указанный в отчёте N Х-***, и удовлетворяет иск.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что законом об оценочной деятельности для физических лиц не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в суд (в данном случае 29 декабря 2016 года).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Илюмжинова Санала Николаевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость административного здания с кадастровым номером ******* площадью ***,** кв.м., расположенного по адресу: " ... ", в размере его рыночной стоимости - *******,** руб., определенной по состоянию на 21 ноября 2011 года, до даты утверждения новой кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости административного здания считать 29 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.