Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Акбашевой Л.Ю.,
судей коллегии Зотиной Е.Г., Реутовой Ю.В.
при секретаре судебного заседания Бордиян В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика УМВД России по ЯНАО на решение Салехардского городского суда от 10 ноября 2016 года, которым постановлено:
Признать незаконным отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в приёме в порядке перевода на службу в органы внутренних дел Авдиенко Н.В..
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу принять на службу в органы внутренних дел Авдиенко Н.В. с сохранением специального звания и заключить контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Н.В. Авдиенко обратился с иском к УМВД России по ЯНАО о признании незаконным бездействия по переводу из органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, возложении на ответчика обязанности принять на службу в органы внутренних дел на должность с сохранением специального звания и заключить контракт о прохождении службы, взыскании компенсации морального вреда в сумме "данные изъяты" В обоснование требований иска указал, что проходил службу в УФСКН РФ по ЯНАО с мая 2007 года по 31 мая 2016 года, в том числе, в должности заместителя начальника Новоуренгойского МРО Управления ФСКН России по ЯНАО - начальника 1 отделения (г.Новый Уренгой). На основании Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" ФСКН РФ ликвидирована. В соответствии с подп. "б" п.4 Указа им был написан рапорт об увольнении из органов наркоконтроля в порядке перевода в другой государственный орган - УМВД России по ЯНАО. Однако вакантных должностей в УМВД России по ЯНАО ему предложено не было, отказ либо подтверждение о приеме на службу он не получал. В июне 2016 года, на совещании сотрудников отдела представителем ответчика подполковником полиции Каменовым Н.И. был озвучен список сотрудников, которые не рекомендованы для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел службой безопасности ведомства. Среди данных сотрудников был указан и он, в связи с чем 29 июня 2016 года им направлено заявление ответчику с просьбой дать ответ на рапорт о приеме на службу в порядке перевода. Из уведомления N от 4 августа 2016 года не следовало, какое решение принято ответчиком в отношении него. Поскольку приказом от 31.05.2016 N 181-лс он был уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подп.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в связи с переводом в другой государственный орган, полагал бездействие ответчика по принятию в органы внутренних дел незаконным.
Определением суда от 26 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Ликвидационная комиссия УФСКН России по ЯНАО (том 1, л.д.2-4).
Ответчиком УМВД России по ЯНАО представлены возражения на иск, доводы которых сводятся к несогласию с ним (том 1, л.д.173-176). Указано, что при рассмотрении вопроса о принятии истца на службу в органы внутренних дел была проведена проверка, по результатам которой установлено, что Н.В. Авдиенко склонен к коррупционным проявлениям, а также неоднократно привлекался к административной ответственности. Учитывая, что замещение должности сотрудника органов внутренних дел предполагает наличие у претендента личных и деловых качеств, позволяющих выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел, истец не рекомендован проходить службу по морально-деловым качествам.
В ходе рассмотрения дела истец Н.В. Авдиенко увеличил требования иска, просил признать незаконным бездействие ответчика по переводу его из органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, обязать ответчика принять его на службу в органы внутренних дел на должность с сохранением специального звания и заключить контракт о прохождении службы с 31 августа 2016 года, взыскать денежное довольствие за период вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты"
В судебном заседании суда первой инстанции, проведенном посредством видеоконференц-связи с Новоуренгойским городским судом, истец Н.В. Авдиенко и его представитель адвокат С.С. Яновский, действующий на основании ордера, поддержали требования и доводы уточненного иска.
Представитель ответчика УМВД России по ЯНАО Е.С. Абдрахимова, действующая на основании доверенности, требования иска не признала, поддержав доводы возражений на него.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Ликвидационной комиссии УФСКН России по ЯНАО.
Судом постановленорешение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе ответчик УМВД России по ЯНАО просит об отмене решения в связи с допущенными нарушениями норм материального права и постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска. Указано, что судом первой инстанции не принято во внимание, что многократные нарушения административного законодательства со стороны истца свидетельствуют об отсутствии у него деловых качеств, необходимых для выполнения возложенных на полицию функций. Учитывая, что законодатель предоставляет работодателю право выбирать сотрудников в соответствии с их деловыми и моральными качествами, необходимыми для прохождения службы в органах внутренних дел, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для отказа истцу в приеме на службу в органы внутренних дел. Порядок проведения проверочных мероприятий при приеме истца на службу соблюден.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика УМВД России по ЯНАО Е.В.Косова поддержала требования и доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представитель третьего лица Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по ЯНАО не явились, о дне слушания дела извещены.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено, что истец Н.В. Авдиенко проходил службу в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по ЯНАО с 1 мая 2007 года, в том числе, с 20 декабря 2010 года - в должности заместителя начальника Новоуренгойского МРО - начальника 1 отделения (том 1, л.д.121).
10 мая 2016 года истец подал рапорт на имя начальника УФСКН России по ЯНАО об увольнении со службы в органах наркоконтроля по подп.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 6 июня 2003 года N 613, в связи с переводом в другой государственный орган (том 1, л.д.119).
Той же датой истцом Авдиенко Н.В. в соответствии с подп. "б" п.4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" подан рапорт на имя врио начальника УМВД России по ЯНАО о принятии на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением ФСКН (том 1, л.д.120).
Приказом начальника УФСКН России по ЯНАО от 31 мая 2016 г N 181-лс истец уволен со службы с исключением из списка сотрудников 31 мая 2016 года в порядке подп.7 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в связи с переводом в другой государственный орган.
29 июня 2016 года истцом Авдиенко Н.В. подано заявление на имя врио начальника УМВД России по ЯНАО о направлении ответа по существу рапорта о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (том 1, л.д.146-148).
Согласно уведомлению ответчика от 4 августа 2016 года N мероприятия по реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 "осуществляются в рамках законодательства. Сведений о принятом решении в отношении истца уведомление не содержит (том 1, л.д.32-33).
31 августа 2016 года истцом Авдиенко Н.В. подано заявление на имя председателя Ликвидационной комиссии УФСКН России по ЯНАО о внесении изменений в приказ УФСКН России по ЯНАО от 31 мая 2016 года N 181-лс и изменении формулировки увольнения с подп.7 п.142 (в связи с переводом в другой государственный орган) на подп.6 п.142 (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий) Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Приказом председателя Ликвидационной комиссии УФСКН России по ЯНАО от 31 августа 2016 года N 17-лс в приказ от 31 мая 2016 года N 181-лс внесены соответствующие изменения; произведены выплаты, предусмотренные законом, в связи с увольнением по данному основанию.
Удовлетворяя требования иска в части, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Однако данный вывод является ошибочным в силу следующего.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что увольнение истца из органов наркоконтроля имело место во исполнение Указа Президента РФ N 156 от 05.04.2016 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", которым Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России упразднена, её функции переданы Министерству внутренних дел РФ. При этом сотрудники ФСКН России подлежали увольнению в связи с ликвидацией (подп.6 п.142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) либо переводом в органы внутренних дел (подп.7 п.142 того же Положения).
Во исполнение данного Указа директором ФСКН России 26 мая 2016 года издан приказ N 161, согласно которому сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, за исключением сотрудников, планируемых ко включению в ликвидационные комиссии, подлежали освобождению от занимаемых должностей с 1 июня 2016 года (том 1, л.д.133).
Подпунктом "б" п.4 Указа Президента РФ N 156 от 05.04.2016, а впоследствии и ст.33 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" установлено, что сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
Из буквального содержания данных норм права не следует безусловная обязанность принятия на службу в органы внутренних дел всех сотрудников органов наркоконтроля, выразивших соответствующее намерение.
Кроме того, указанные нормативные акты не содержат ограничений в части возможности проведения иных проверок в отношении указанных кандидатов, а также собственно порядка приема на службу в органы внутренних дел.
Таким образом, порядок приема на службу в органы внутренних дел должен осуществляться в соответствии со специальными правовыми нормами, регулирующими порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, с особенностями, установленными Указом Президента РФ N 156 от 05.04.2016 и ст.33 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федерального закона N 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
По смыслу положений ст.75 Федерального закона N 342-ФЗ принципами формирования кадрового состава органов внутренних дел являются, в том числе, обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня его квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств (пункты 1, 3 части 1 статьи 75).
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 6 июня 1995 г. N 7-П по делу о проверке конституционности абзаца 2 части седьмой статьи 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
Согласно п.25 Инструкции о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (зарегистрирована в Минюсте России 22.09.2014 N 34103), утвержденной приказом МВД России от 18.07.2014 N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации", проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел.
Как установлено судом первой инстанции, основанием для отказа истцу в приеме на службу послужили результаты проведенной Отделом собственной безопасности УМВД России по ЯНАО проверки, выявившей факты неоднократного привлечения истца к административной ответственности, позволившие сделать вывод о несоответствии личных и деловых качеств кандидата требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел.
Из материалов дела следует, что истец в период с 9 сентября 2011 года по 30 мая 2016 года 12 раз привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (том 2, л.д.113-116).
Как следствие, основания полагать, что истец по своим моральным и деловым качествам не соответствовал требованиям, предъявляемым к сотрудникам органов внутренних дел, имелись.
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что истец реализовал свое право на изменение формулировки увольнения на увольнение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, в связи с чем ему произведены предусмотренные законодательством компенсационные выплаты.
При наличии таких обстоятельств оснований для удовлетворения требований иска в части не имелось. Решение суда в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с постановлением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 10 ноября 2016 года об удовлетворении требований иска в части признания незаконным отказа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в приёме в порядке перевода на службу в органы внутренних дел Авдиенко Н.В., возложении на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу обязанности принять его на службу в органы внутренних дел с сохранением специального звания и заключить контракт о прохождении службы отменить и постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований иска.
Решение суда в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.