Судебная коллегия по гражданским делам Суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Кисилевской Т.В.,
судей коллегии Рахимкуловой Н.Р., Атрошкиной В.Т.,
при секретаре судебного заседания Перепелкиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Фаткулина Р.М. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ноябрьску в приёме Фаткулина Р.М. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу с 1 июня 2016 года принять Фаткулина Р.М. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода из органов наркоконтроля без испытательного срока и переаттестации.
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в пользу Фаткулина Р.М. "данные изъяты".
Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу государственную пошлину в размере 8 907 рублей в бюджет муниципального образования город Ноябрьск.
Взыскать с Отдела Министерства внутренних дел России по городу Ноябрьску государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования город Ноябрьск.
Заслушав доклад судьи Суда Ямало-Ненецкого автономного округа Рахимкуловой Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Фаткулин Р.М. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу и Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ноябрьску о признании незаконным отказа в принятии на службу в органы внутренних дел, возложении обязанности принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода из органов наркоконтроля без испытательного срока и переаттестации с 1 июня 2016 года.
В обоснование заявленных требований указал, что проходил службу в Управлении Федеральной службы России по ЯНАО по контролю за оборотом наркотиков с 2013 года в должности заместителя начальника оперативного отдела, с дислокацией в г. Ноябрьске. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, вся штатная численность передана в МВД России. Им был подан рапорт на имя руководителя УФСКН России по ЯНАО об увольнении из органов наркоконтроля в порядке перевода в другой государственный орган и рапорт на имя руководителя УМВД России по ЯНАО о приеме на службу в органы внутренних дел в связи с упразднением органов наркоконтроля. В связи с чем, приказом УФСКН России по ЯНАО он был уволен со службы с 31 мая 2016 года по названному основанию. Однако в принятии на службу в ОМВД России по г. Ноябрьску ему было отказано. Полагая отказ неправомерным, просил возложить на ОМВД России по г. Ноябрьску обязанность по принятию его на службу в порядке перевода из органов наркоконтроля без испытательного срока и переаттестации с 1 июня 2016 года, взыскать денежную компенсацию за каждый день вынужденного прогула, компенсацию морального вреда "данные изъяты".
В судебном заседании Фаткулин Р.М. исковые требования уточнил, просил взыскать с УМВД России по ЯНАО денежную компенсацию за каждый день вынужденного прогула, начиная с 1 июня по 15 ноября 2016 года в размере "данные изъяты". От требований в части компенсации морального вреда отказался.
Судом постановленорешение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе УМВД России по ЯНАО просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, а также предъявляемые к ним требования установлены Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в числе прочего, по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Отказ в приеме Фаткулина Р.М. на службу был обоснован результатами проведенной в отношении него проверки, согласно которым истец не рекомендован для прохождения службы по своим морально-деловым качествам. Полагает, что отказ в приеме на службу по обстоятельствам, связанным с деловыми и личными качествами конкретного лица, является законным, поскольку выбор сотрудников для службы в органах внутренних дел является правом работодателя.
В возражениях на апелляционную жалобу Фаткулин Р.М. считает, что решение суда является законным и обоснованным, доводы жалобы - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё по правилам названной нормы, заслушав Фаткулина Р.М., представителя УМВД России по ЯНАО Быкова А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба.
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков переданы в МВД РФ, в связи с чем, разработан ряд мероприятий по передаче функций и полномочий упраздняемой службы, а также переводу сотрудников ФСКН РФ (органы наркоконтроля) в МВД РФ (органы внутренних дел).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации. Таким сотрудникам единовременное пособие не выплачивается.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 3 июля 2016 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период (часть 1). По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5).
Как установлено судом первой инстанции, Фаткулин Р.М. со 2 ноября 2012 года проходил службу в Управлении ФСКН России по ЯНАО в должности старшего оперуполномоченного 1 отделения Ноябрьского межрайонного отдела.
На основании поданного Фактулиным Р.М. рапорта приказом Управления ФСКН России по ЯНАО от 31 мая 2016 года N-181-лс он уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - в связи с переводом в другой государственный орган, с исключением его с 31 мая 2016 года из списка сотрудников органа наркоконтроля. Одновременно Фаткулиным Р.М. подан рапорт в УМВД России по УНАО о приеме на службу в органы внутренних дел. 13 июля 2016 года Фаткулин Р.М. повторно обратился в ОМВД России по г. Ноябрьску с заявлением о принятии на службу в отдел контроля за оборотом наркотиков ОМВД России по г. Ноябрьску.
В приеме Фаткулина Р.М. на службу в органы внутренних дел отказано, основанием для отказа послужили результаты проведенной в отношении него проверки ОРЧ СБ УМВД России по ЯНАО, исходя из которых он не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел по своим морально-деловым качествам (неоднократно привлекался к административной ответственности).
Обстоятельства неоднократного привлечения Фаткулина Р.М. к административной ответственности, один раз в 2012 году, дважды в 2013 году, дважды в 2014 году и четыре раза в 2015 году подтверждается материалами дела (л.д. 33,34).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, сославшись на положения Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. N 156 и Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ указал, что уволенным сотрудникам наркоконтроля, подлежащим переводу на службу в органы внутренних дел, гарантируется сохранение служебно-трудовых прав в рамках вновь возникших служебно-трудовых отношений, в связи с чем, им не может быть отказано в приеме на службу в МВД Российской Федерации. Поскольку Фаткулин Р.М. уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган, а не по иным основаниям, наличие (отсутствие) вакантных должностей, штатная численность, и иные обстоятельства, значения для дела не имеют.
Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Из анализа Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 и Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ следует, что принятие сотрудника органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел не является для МВД Российской Федерации обязательным и безусловным. В перечень исключений из общего порядка приема граждан на службу, предусмотренных для переводимых сотрудников наркоконтроля, как то отсутствие испытательного срока и переаттестации, не включены проверочные мероприятия, в целях оценки личных и деловых качеств кандидата.
Таким образом, при решении вопроса о приеме в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, орган МВД России имеет право проверять их на соответствие требованиям к личным и деловым качествам, установленным федеральным законодательством.
В этой связи, оценивая законность отказа УМВД России по ЯНАО в приеме истца на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, суду первой инстанции следовало исходить из установленных федеральным законодательством требований к сотруднику органов внутренних дел.
Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции").
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342- ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком РФ, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Вывод о наличии или отсутствии необходимых качеств у кандидата делается по материалам всесторонней проверки кандидата.
В целях урегулирования порядка приема граждан на службу в органы внутренних дел Российской Федерации Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. N 595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации" утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений названной Инструкции прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер.
Основной целью отбора граждан является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел. Проверка достоверности сообщенных кандидатом сведений проводится путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел с целью установления наличия либо отсутствия оснований, препятствующих поступлению его на службу в органы внутренних дел. Все полученные в результате проверки данные сотрудником, которому поручена организация ее проведения, должны быть тщательно изучены, сопоставлены и сверены с анкетой, автобиографией и результатами предварительного изучения данных о кандидате.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 года N 7-П, определения от 21 декабря 2004 года N 460-О, от 16 апреля 2009 года N 566-О-О, от 25 ноября 2010 года N 1547-О-О, от 21 ноября 2013 года N 1865-О).
В статье 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ закреплены принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, в том числе обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня его квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств.
Таким образом, как проведение проверки в отношении подлежащего переводу в органы внутренних дел сотрудника наркоконтроля на соответствие его личных и деловых качеств предъявляемым требованиям, так и оценка установленных в результате такой проверки сведений на предмет их достаточности для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, является реализацией территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел права формирования кадрового состава органов внутренних дел, с учётом особых требований, предъявляемых к сотрудникам этой службы.
При наличии информации ОРЧ СБ УМВД России по ЯНАО о том, что Фаткулин Р.М. по своим морально-деловым качествам (неоднократно привлекался к административной ответственности) не рекомендован для прохождения службы в органах внутренних дел, УМВД России по ЯНАО обоснованно принято решение об отказе в приеме Фаткулина Р.М. на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
С учётом изложенного, обжалуемое решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Фаткулина Р.М. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу, Отделу Министерства внутренних дел России по городу Ноябрьску о признании незаконным отказа в приеме на службу в порядке перевода, возложении обязанности по приему на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, взыскании денежных средств - оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.