Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.,
судей коллегии: Домрачева И.Г. и Мочаловой Н.В.,
при секретаре Бордиян В.В.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Забуранного Д.Д. на решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 8 июня 2016 г., которым удовлетворен административный иск Управления Пенсионного фонда РФ в г. Губкинском, взыскано с заявителя: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере "данные изъяты", пени - "данные изъяты", госпошлина - 1 444,63 рублей.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия,
установила:
Управление Пенсионного фонда России (ГУ) в г. Губкинский (далее Пенсионный фонд, административный истец, истец) предъявило административный иск к Забуранному Д.Д., поддержанные его представителем Предеин6ой З.Н. в суде, о взыскании задолженности по обязательным платежам в общем размере "данные изъяты", указав на то, что он в период с 24.01.2014 по 21.05.2014 осуществлял предпринимательскую деятельность, не уплатил своевременно в полном объеме страховые взносы за 2014 г., что повлекло начисление установленных законом пени. Представитель пенсионного фонда в судебном заседании настаивал на доводах иска.
В связи с тем, что привлечь административного ответчика к рассмотрению дела не представилось возможным, определением суда в защиту его интересов привлечён адвокат Павленчик Т.В., которая доводы иска не признала.
Суд постановилрешение об удовлетворении административного иска.
16.12. 2016, то есть по истечению срока апелляционного обжалования решения, Забуранный Д.Д. обратился в суд с заявлением о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы, определением суда от 23.12. 2016 пропущенный срок восстановлен, возбуждено апелляционное производство.
В апелляционной жалобе Забуранный Д.Д. просит об отмене решения с приведением доводов о том, что страховые взносы он своевременно оплатил 13.05.2014, при отсутствии претензий налогового органа и истца, получил уведомление о том, что 21.05. 2014 ФНС сняла его с учёта. О задолженности узнал уже после удержания из его заработной платы соответствующей суммы, полагает, что задолженность им не была допущена.
В возражениях представитель Пенсионного фонда Отришко Е.Н. привела те же доводы, что в административном иске, полагая, что задолженность взыскана обоснованно.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия нашла решение незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.
При рассмотрении дела такое нарушение было допущены и выразились в следующем.
Из материалов дела следует, что Забуранный Д.Д. с 24.01.2014 являлся индивидуальным предпринимателем, деятельность прекращена 21.05.2014 (л. 14-17, 69).
Указанная в административном иске задолженность возникла в соответствии с ранее
действовавшим (до 01.01. 2017) законодательством, предусматривающим уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, при этом на пенсионный фонд возлагалась обязанность направления соответствующих извещений (писем) о состоянии пенсионных платежей и сроках уплаты.
В адрес административного ответчика Пенсионный фонд направил требование об уплате недоимки и пени по страховым взносам от 04.09.2015 с установлением срока оплаты до 24.09.2015 (л. 18-20).
В суд административный иск предъявлен 18.04. 2016.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции сделал вывод о соблюдении требований закона при направлении административным истцом требования об уплате недоимки и пени, соблюдения срока на предъявления иска в суд и наличия законных оснований для его удовлетворения.
Основания согласиться с выводами суда отсутствуют.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ N 212):
плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым отнесены индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 2 ч. 1 ст. 5);
указанные плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах (ч. 1 ст. 14);
в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно (ч. 8 ст. 16).
Таким образом, страховые взносы за 2014 г., с учетом даты прекращения Забуранным Д.Д. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, должны были быть уплачены не позднее 4 июня 2014 г.
Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
В соответствии с ч. 2, 5 ст. 22 этого же Закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 15.12. 2001 N 167- ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Названный Закон не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок их взыскания, следовательно, подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога
(пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных
интересов. Поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате страховых взносов является основанием для направления страхователю требования об уплате имеющейся задолженности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом в редакции до 03.07. 2016, действовавшей на время разрешения иска).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов, в том числе документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу абз. 1 ч. 2 ст. 11 названного выше ФЗ N 167, снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В этой связи, территориальный орган пенсионного фонда, осуществляющий в силу закона контроль за уплатой страховых взносов, был осведомлен о фактепрекращения Забуранным Д.Д. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в мае 2014 г.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в частности, выясняет: соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом; имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Обязанность доказывания соблюдения установленного законом порядка взыскания обязательных платежей и санкций возложена на административного истца.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законодатель связывает возможность реализации права взыскания обязательных платежей и санкций в судебном порядке с условием соблюдения административным истцом предъявления иска в суд в пределах установленного законом срока, предусмотрев при этом возможность восстановления пропущенного по уважительной причине срока обращения в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.04.2001 N 7-П указал, что конфискация (взыскание стоимости товара) товаров и транспортных средств, которые являются непосредственными объектами (предметами) таможенных правонарушений, независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенных правил, не соответствует статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 50 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации;
в Определении от 22.04.2014 N 822-О выразил правовую позицию, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации (направления требования), не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
Сформулированные Конституционным Судом РФ правовые позиции в равной мере относится и к срокам взыскания недоимок по налогам, подлежит применению при решении вопроса о соблюдении сроков принудительного взыскания страховых взносов и пени, исходя из их публично-правовой природы сходной с налоговыми правоотношениями.
С учетом указанных правовых предписаний, шестимесячный пресекательный срок на обращение органа контроля за уплатой страховых взносов в суд с административным иском, начинает течь с момента, когда по закону должно было быть направлено требование об уплате задолженности по обязательным платежам (с учетом десятидневного срока на его исполнение), а не со дня, когда такое требование фактически было направлено плательщику страховых взносов и истек срок его исполнения.
Из этого следует, что требование об уплате обязательных платежей за 2014 г. должно было быть направлено административному ответчику не позднее 4 сентября 2014 г. (трех месяцев по истечении пятнадцатидневного срока с даты государственной регистрации прекращения его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), которое по общим правилам подлежало исполнению до 15 сентября 2014 г. (если иной срок не был установлен в требовании) против даты фактического направления -04.09. 2015, а предъявление административного иска в суд 18.04. 2016 исполнено истцом за пределами установленного законом срока.
Иной вывод нарушает права плательщика страховых взносов, поскольку, следуя логике административного истца, орган контроля за уплатой страховых взносов мог выявить недоимку в любое более позднее время, что при связи данного обстоятельства с днем выявлении задолженности предоставляло бы неограниченное время на взыскание задолженности по обязательным платежам и противоречит, имеющим императивный характер, нормам материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Заявление о восстановлении пропущенного срока материалы дела не содержат.
Принимая во внимание, что решение Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 8 июня 2016 г. обращено к исполнению, судебная коллегия считает необходимым произвести поворот исполнения этого судебного решения на основании статьи 361 КАС РФ, согласно которой административному ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу административного истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.
Согласно части 5 статьи 365 КАС РФ суд первой инстанции выдает исполнительный лист на возврат взысканных денежных средств, имущества или его стоимости по заявлению органа, организации, гражданина (административного ответчика, указанного в части 2 настоящей статьи). К заявлению прилагается документ, подтверждающий исполнение ранее принятого судебного акта.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 - 311, 361 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО,
определила:
решениеГубкинского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 8 июня 2016 г. отменить полностью и принять по административному делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Губкинский Ямало-Ненецкого АО к Забуранному Д.Д..
Произвести поворот решенияГубкинского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 8 июня 2016 г.
Председательствующий
Судьи: /подписи/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.