Судья суда Ямало-Ненецкого АО Домрачев И.Г., рассмотрев дело по ч. 1 ст. 8.31 Кодекса РФ об АП в отношении должностного лица - мастера Ноябрьской линейно-эксплуатационной службы Вынгапуровского участка Управления по транспортировке жидких углеводородов ООО "Газпром переработка" Д., по его жалобе на решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 26 декабря 2016 г., которым оставлено без изменения постановление начальника отдела - лесничего отдела Ноябрьское лесничество, старшего государственного лесного инспектора АО - лесничего в лесничествах АО, старшего государственного инспектора АО по пожарному надзору в лесничествах АО С. N126-Н от 02.09.2016 о назначении административного штрафа в размере 1000 рублей,
установил:
по результатам проведенной прокуратурой г. Ноябрьска совместно со специалистом Ноябрьского лесхоза ОАУ "Леса Ямала" проверки исполнения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, 29.07.2016 установлен факт неисполнения обществом с ограниченной ответственностью "Газпром-перерабокта" (далее - Общество) требований лесного законодательства, а именно в нарушение пунктов 39, 52 Правил санитарной безопасности в квартале 2055 выдела 33 Ноябрьского участкового лесничества допущено загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами: остатками бетонных конструкций, металлоконструкций, металлической арматурой (координаты в формате WGS 84 N 63°09`14`` E 075°29`11``, а также N 63°09`12.8`` E 075°29`05.9``).
Д., являясь должностным лицом - мастером Ноябрьской линейно-эксплуатационной службы Вынгапуровского участка Управления по транспортировке жидких углеводородов ООО "Газпром переработка" постановлением по делу об административном правонарушении от 12.09.2016 N 126/Н признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 Кодекса РФ об АП, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Решением судьи от 26.12.2016 постановление оставлено без изменения.
В жалобе Д., указывая на противоречивость выводов судьи, просит решение отменить, производство по делу прекратить. Приводит доводы о том, что должностным лицом не установлен факт ухудшения санитарного состояния лесов; материалами дела указанный факт также не подтверждается.
Проверив материалы дела, оснований для отмены либо изменения решения не нахожу.
В силу ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 1 ст. 8.31 Кодекса РФ об АП предусматривает административную ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Согласно ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.
В силу подп. "е" пункта 39 названных Правил, установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним (п. 52 Правил).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 12.09.2016, основанием для привлечения Общества к административной ответственности явилось то, что в квартале 2055 в выделе 33 Ноябрьского участкового лесничества Ноябрьского лесничества обнаружено загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами: остатками бетонных конструкций, металлоконструкций, металлической арматурой (координаты в формате WGS 84 N 63°09`14`` E 075°29`11``, а также N 63°09`12.8`` E 075°29`05.9``).
Вынося обжалованное решение от 26.12.2016, судья установили указал в решении со ссылкой на те же нормы материального закона, которые нарушены должностным лицом, что в объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.31 Кодекса РФ об АП, входит факт загрязнения Обществом лесного участка (координаты в формате WGS 84 N 63°09`14`` E 075°29`11) промышленными и бытовыми отходами - металлоконструкцией (бывшего в употреблении заржавелого поршня), обнаруженной рядом с трубопроводом.
В деле имеется фото металлоконструкции (л.9).
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об АП судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет производственную деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1-3 классов опасности, на основании лицензии NВХ-00-014952 от 27.08. 2014.
По договору аренды N 45/Л-14 от 07.04.2014 Общество является арендатором участка площадью 23,6674 га, предоставленного Департаментом природо-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого АО под объект: Капитальный ремонт объекта "Кондесатпровод Уренгой-Сургут 1 нитка (инв. N128673).
Согласно акту проверки (осмотра) от 29.07. 2016, составленному с участием представителей Общества, в ходе осмотра лесных участков выявлен факт захламления лесного участка. (л.7-8).
Доводы жалобы о том, что по делу надлежит доказать факт ухудшения санитарного состояния лесов, поскольку отсутствуют доказательства загрязнения, причинения экологического и другого вреда, не основан на законе.
Диспозиция ч. 1 ст. 8.31 Кодекса РФ об АП имеет формальный состав не требует наступления последствий, не связана с характером вреда и его опасностью.
Общество эксплуатирует трубопровод в охранной зоне, в которой производит осмотры, утверждая, что металлоконструкция в ходе предыдущих осмотров не была выявлена, её нахождение не связано с деятельностью Общества на участке.
Поскольку доказательств обратного административным органом собрано не было, действия (бездействие) должностного лица ООО "Газпром переработка" обоснованно не нашли квалификацию по части 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об АП, ответственность по которой наступает за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Соглашаясь с квалификацией действий (бездействия) должностного лица ООО "Газпром переработка" Д. по части 1 статьи 8.31 Кодекса, исхожу из следующего.
В соответствии с ч.1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами
Согласно п.4 ч.1 ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Частью 2 статьи 55 ЛК РФ предусмотрено, что указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
В силу пунктов 4 и 28 названных выше Правил N 414 на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя, выполнение которой не ставится в зависимость от его вины в захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии,
Учитывая, что обязанность очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена законом, доводы Д. об отсутствии вины подлежат отклонению.
Согласно приказа от 15.06.2010 N 87-Л/С Д. назначен мастером Вынгапуровского участка Ноябрьской линейно-эксплуатационной службы управления по транспортировке жидких углеводородов ООО "Газпром переработка", в должностные обязанности которого входит соблюдение требований предупреждения загрязнения окружающей среды и улучшения условий труда (л.д. 15-33).
В этой связи, Д. исполнил применительно к рассматриваемому делу свои должностные обязанности, что влечёт привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 Кодекса РФ об АП.
При этом факт выявления захламления на участке актом проверки (осмотра) от 29.07. 2016, зафиксированный прокурором и контролирующим органом, указывает применительно к статье 2.1 Кодекса РФ об АП на виновность Д. и наличие у него возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность и опровергает доводы о том, что ранее в ходе осмотров захламление территории не могло быть выявлено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об АП,
решил:
решение судьи Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого АО от 26 декабря 2016 г. по делу по ч. 1 ст. 8.31 Кодекса РФ об АП в отношении должностного лица - мастера Ноябрьской линейно-эксплуатационной службы Вынгапуровского участка Управления по транспортировке жидких углеводородов общества с ограниченной ответственностью "Газпром переработка" Д. оставить без изменения, его жалобу без удовлетворения.
Судья /подпись/ Домрачев И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.