Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 28 февраля 2017 г. по делу N 33а-43/2017
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Романенко Д.А., судей - Бояркина Д.В. и Винника С.Ю., при секретаре судебного заседания Сухановой О.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего " ... " военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - " ... " ВП МО РФ) подполковника Борисова Е.В. об оспаривании действий руководителя Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю"), связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" - А. на решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 года.
Заслушав доклад судьи Винника С.Ю., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, окружной военный суд
установил:
Борисов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что 1 сентября 2016 года после ознакомления с уведомлением о включении его в список на предоставление служебного жилого помещения он подал рапорт начальнику " ... " ВП МО РФ о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с июля 2015 года по август 2016 года. На основании рапорта начальником " ... " ВП МО РФ был издан приказ о выплате Борисову компенсации за поднаем жилого помещения, который был направлен для реализации в ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю". Однако в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения руководителем данного учреждения было отказано в связи с отсутствием документов подтверждающих факт обращения военнослужащего за предоставлением выплаты 1 июля 2015 года.
Полагая, что этим его права нарушены, Борисов просил признать указанные действия должностного лица незаконными и обязать выплатить компенсацию за наем жилого помещения за период с 3 июля 2015 года по 31 августа 2016 года в размере " ... " рублей " ... " копейки, а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решением Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" - А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, приводя в обоснование доводы, которые сводятся к следующему.
Автор жалобы, ссылаясь на п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Положение) и Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 года N 989 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909", а также на разъяснения директора Правового Департамента Министерства обороны РФ от 11 июня 2015 года "N", указывает, что Борисов с рапортом о выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения с июля 2015 года обратился лишь 1 сентября 2016 года, документы подтверждающие факт обращения Борисова с рапортом в июле 2015 года и в последующие месяцы, отсутствуют.
Кроме того, автор жалобы отмечает, что на момент рассмотрения указанного административного дела по существу действовал вступивший в законную силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303 "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений", в соответствии с п. 14 которого при найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсация военнослужащим и членам их семей выплачивается на общих основаниях в случае отсутствия регистрации по месту жительства в данном жилом помещении. Однако из представленных Борисовым документов видно, что он и члены его семьи зарегистрированы в жилом помещении, в котором проживают по найму.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и поступивших относительно неё возражений, окружной военный суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее - Положение), в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 утвержденной приказом Министра обороны РФ от 16 июня 2005 года N 235 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Кроме того, согласно п. 14 указанной Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.
В п. 2 и 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 года N 303 (действующей с 17 октября 2016 года), указано, что выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
В приказе указывается сумма ежемесячной денежной компенсации и период, на который устанавливается денежная компенсация.
Период выплаты устанавливается на календарный год, но не более срока найма (поднайма) жилого помещения, указанного в договоре найма (поднайма) жилого помещения.
Выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации; справка воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда. Для осуществления выплаты денежной компенсации военнослужащим приказ командира воинской части (начальника организации) направляется в финансово-экономический орган с приложением документов, послуживших основанием для ее назначения.
Из изложенных положений нормативных актов следует, что основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является приказ командира воинской части, изданный на основании рапорта военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение этой компенсации. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья.
Таким образом, Борисову сразу же после заключения договора найма жилого помещения необходимо было обратиться к командованию части с соответствующим рапортом с приложением требуемых документов.
Согласно материалам дела Борисов, включенный по решению Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 31 марта 2016 года в списки на предоставление служебного жилого помещения с 25 июня 2015 года с составом семьи 3 человека, обратился 1 сентября 2016 года по команде с рапортом после ознакомления с уведомлением о включении его в список на предоставление служебного жилого помещения от 5 августа 2016 года N12-14/2410, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 3 июля 2015 года по 31 августа 2016 года в размере " ... " рублей " ... " копейки, приложив договоры найма жилого помещения от 1 июля 2015 года и 1 июня 2016 года, расположенного по адресу: "адрес".
Рапорт был зарегистрирован в воинской части 1 сентября 2016 года, после чего приказом начальника " ... " ВП МО РФ от 2 сентября 2016 года N 168 было установлено выплатить Борисову денежную компенсацию за наем жилого помещения с июля 2015 года по август 2016 года. Однако руководителем ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" в выплате указанной компенсации административному истцу отказано.
В обоснование принятого решения гарнизонный военный суд указал на то, что поскольку Борисов включен в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, проживает в жилом помещении по договорам найма жилого помещения, его командованием издан приказ о выплате ему денежной компенсации, размер которой рассчитан в соответствии с действующим законодательством, а причина обращения Борисова с рапортом о выплате компенсации только 1 сентября 2016 года является уважительной. При этом суд пришел к выводу, что действия административного ответчика, связанные с отказом в выплате Борисову денежной компенсации за наем жилого помещения, являются незаконными, а требования административного истца подлежат удовлетворению.
Между тем, данный вывод не основан на правильном толковании закона, поскольку согласно вышеизложенным положениям нормативных актов основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является признание нуждающимся в служебном жилом помещении по месту военной службы, отсутствие возможности в предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения, волеизъявление самого военнослужащего о получении компенсации за наем жилого помещения, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение компенсации.
Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномочий определено, что право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения военнослужащий приобретает со дня обращения с рапортом о выплате указанной компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
При таких данных военнослужащий имеет право на получение денежной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соответствующим рапортом.
Обращение с рапортом о выплате компенсации за наем жилого помещения только 1 сентября 2016 года за предшествующий период с 3 июля 2015 года по август 2016 года указывает на ошибочность выводов суда о праве административного истца на получение указанной компенсации, так как указанная компенсация имеет заявительный характер.
Обжалование действий начальника отделения территориального города Улан-Удэ Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в признании административного истца нуждающимся в служебном жилом помещении по месту прохождения военной службы в городе Улан-Удэ и как следствие обращение Борисова с рапортом о выплате компенсации только 1 сентября 2016 года не может свидетельствовать об наличии уважительной причины обращения административного истца с указанным рапортом.
С учётом вышеприведённого действия руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", связанные с отказом Борисову в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения, права административного истца не нарушают.
Исходя из этого решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Разрешая вопросы, связанные с возмещением судебных расходов по уплате Борисовым государственной пошлины за подачу административного искового заявления, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ст. 111 КАС РФ, не усматривает оснований для их возврата административному истцу.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. 307, п. 2 ст. 309, п. 4 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 310 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Улан-Удэнского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению Борисова Е.В. отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Председательствующий Д.А.Романенко
Судьи: Д.В. Бояркин
С.Ю. Винник
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.