Судья Краснодарского краевого суда Борс Х.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ по жалобе заместителя главного государственного инспектора в Апшеронском и " ... "х Краснодарского края по использованию и охране земель, заместителя начальника Межмуниципального отдела по Апшеронскому и " ... "м Управления Росреестра по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "6 на решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от " ... ",
установил:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора в Апшеронском и " ... "х Краснодарского края по использованию и охране земель - " Ф.И.О. "4 по делу об административном правонарушении от " ... " (с учетом определения об исправлении описки от " ... ") индивидуальный предприниматель " Ф.И.О. "5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от " ... ", постановление о назначении административного наказания от " ... " отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено вследствие отсутствия состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора в Апшеронском и " ... "х Краснодарского края по использованию и охране земель, заместитель начальника Межмуниципального отдела по Апшеронскому и " ... "м Управления Росреестра по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "6 просит решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от " ... " отменить.
В обоснование доводов жалобы указала, что вид разрешенного целевого использования земельного участка с кадастровым номером " ... " - для индивидуального жилищного строительства, а фактически земельный участок используется в коммерческих целях - размещение и использование объекта гостиничного и туристического бизнеса - гостевого дома " " ... "", правообладателем земельного участка - индивидуального предпринимателя " Ф.И.О. "1, ИНН " ... ", ОГРНИП " ... " нарушены требования ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации - обязанность использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением. В ходе рассмотрения дела представителем ИП " Ф.И.О. "1, предоставлено разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером " ... " на имя гражданина " Ф.И.О. "2 (земельный участок с кадастровым номером " ... " в последствии разделен собственниками " Ф.И.О. "7 и " Ф.И.О. "1 на участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... "), при этом не предоставили подтверждение того, что уведомили государственный орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство о смене правообладателя и соответствующее решение о внесении изменений в разрешение на строительство было принято органом местного самоуправления, так же не предоставлено подтверждение получения (обязательных) новых градостроительных планов на образованные после раздела земельного участка с кадастровым номером " ... ", участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... " (на которых и осуществлено строительство гостевого дома). Договоров о передаче прав на земельный участок другим лицам (которые могли бы свидетельствовать о вине иного лица), также не предоставлено. В ходе рассмотрения и подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении ИП " Ф.И.О. "1 и (или) его представителем не представлены подтверждающие изменение (дополнение) вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с целями фактического использования - для размещения и эксплуатации объекта гостиничного и туристического гостевого дома " " ... "", также не представлены документы, подтверждающие использование земельного участка самим правообладателем.
Муниципальный отдел по Апшеронскому и " ... "м Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечил явки своего представителя. Ходатайств и заявлений относительно рассмотрения жалобы не заявлял.
Судья вышестоящей инстанции, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором " ... " Краснодарского края по использованию и охране земель " Ф.И.О. "8, в результате проведения запланированного на 4 квартал 2016 года административного обследования объекта земельных отношений: земельного участка с кадастровым номером " ... ", расположенном по адресу: Краснодарский край, " ... "
, площадью 939 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства.
" Ф.И.О. "1 на праве общей долевой собственности (в размере 1/2 доли) принадлежат нежилые здания - объект незавершенного строительства с кадастровым номером " ... ", площадью 52 кв.м. и объект незавершенного строительства с кадастровым номером " ... ", площадью 101, 7 кв.м., расположенные на земельном участке с кадастровым номером " ... ", площадью 939 кв.м. Данный факт сторонами по делу не оспаривается. Указанное право общей долевой собственности на земельный участок возникло у " Ф.И.О. "1 и было зарегистрировано в установленном законом порядке на основании договора купли-продажи недвижимости от " ... " и решения от " ... ". На указанном земельном участке расположены нежилые здания, строения - объекты незавершенного строительства с кадастровым номером " ... ", площадью 52 кв.м. и кадастровым номером " ... ", площадью 101, 7 кв.м. принадлежащие " Ф.И.О. "1на праве общей долевой собственности 1/2 доля на основании договора купли-продажи недвижимости от " ... ".
В ходе проведения административного обследования земельного участка, имевшего место " ... ", должностным лицом надзорного органа был составлен акт и схематический чертеж строений, расположенных на земельном участке. Также при административном обследовании земельного участка было зафиксировано нарушение, допущенное ИП " Ф.И.О. "1 ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в том, что указанный собственник использует земельный участок не в соответствии с его разрешенным видом использования путем, размещения на нем объектов гостиничного и туристического бизнеса - гостевого дома " " ... "". Данный факт, кроме административного акта, подтвержден вывеской - рекламой, размещенной на фасаде ограждения земельного участка, и рекламой, размещенной в сети Интернет.
В связи с этим, административный орган принял упомянутое постановление.
Судья первой инстанции, рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе " Ф.И.О. "1 на основании представленных материалов, не усмотрел в его действиях состава исследуемого административного правонарушения и постановилрешение о прекращении дела производством.
Пункт 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ устанавливает право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Статья 42 ЗК РФ предписывает собственникам земельных участков обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ, приказом Минэкономразвития РФ от " ... " " ... " утвержден (п. 1) классификатор видов разрешенного использования земельных участков, установлено (п. 2), что в соответствии с классификатором определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления настоящего приказа в силу.
До введения в действие классификатора виды разрешенного использования определяются согласно градостроительным регламентам, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Основанием для разработки и утверждения классификатора послужило положение абзаца 3 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса, введенного в действие еще Федеральным законом от " ... " N 167-ФЗ.
В соответствии с указанным положением ЗК РФ, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Общий порядок проведения зонирования в населенных пунктах устанавливается главой 4 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ).
Согласно пункту 20 статьи 14 Федерального закона от " ... " N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к компетенции местного значения относится: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений
В соответствии со статьей 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне и изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, который в свою очередь является составной частью Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Таким образом, выбор нового вида разрешенного использования для земельного участка после " ... " должен с одной стороны осуществляться из числа видов, установленных классификатором, а с другой стороны - в соответствии с градостроительным регламентом согласно ПЗЗ утвержденным представительным органом местного самоуправления на основании проведенных публичных слушаний в порядке ст. 32 ГрК РФ.
Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы заместителя главного государственного инспектора в Апшеронском и " ... "х Краснодарского края по использованию и охране земель, заместителя начальника Межмуниципального отдела по Апшеронскому и " ... "м Управления Росреестра по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "6 о том, что представителем ИП " Ф.И.О. "1, предоставлено разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером " ... " на имя гражданина " Ф.И.О. "2 (земельный участок с кадастровым номером " ... " в последствии разделен собственниками " Ф.И.О. "7 и " Ф.И.О. "1 на участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... "), не предоставили подтверждение того, что уведомили государственный орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство о смене правообладателя и соответствующее решение о внесении изменений в разрешение на строительство было принято органом местного самоуправления, так же не предоставлено подтверждение получения (обязательных) новых градостроительных планов на образованные после раздела земельного участка с кадастровым номером " ... ", участки с кадастровыми номерами " ... " и " ... " (на которых и осуществлено строительство гостевого дома), не предоставлено договоров о передаче прав на земельный участок другим лицам (которые могли бы свидетельствовать о вине иного лица) признаются несостоятельными, по следующим основаниям.
" Ф.И.О. "1 суду было представлено разрешение на строительство N RU " ... ", выданное в установленном законом порядке администрацией Нижегородского сельского поселения " ... " " ... ", из текста которого следует, что ему в соответствии со ст. 51 ГрК РФ разрешено продолжить строительство двух гостевых домов типа 1 (двухэтажный с мансардой размером 12, 8 Х 7, 70 м., общей площадью 234, 40 кв.м.) и типа 2 (двухэтажный размером 7, 70х6, 40 м., общей площадью 87 кв.м.). Срок действия разрешения 10 лет.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Федерального закона от " ... " N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Сторонами не оспаривается тот факт, что на момент проведения административного обследования объекта земельных отношений от " ... " вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " значился как для "ИЖС".
Сведения о том, что объекты, возведенные " Ф.И.О. "1, на основании разрешения на строительство N " ... " от " ... " были сданы в эксплуатацию в установленном законом порядке, согласно действующего градостроительного регламента административный материал не содержит, данный факт сторонами по делу не оспаривается.
В силу ст. 2 ГрК РФ, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с ч. 10 ст. 55 ГрК РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В силу ч. 2 и 3 ст. 55.24 ГрК РФ, эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в ч. 3 настоящей статьи), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случае если для строительства, реконструкции объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства, реконструкции.
Следовательно, в силу указанных правовых норм эксплуатация объектов, находящихся на территории земельного участка, принадлежащего на праве общей долевой собственности " Ф.И.О. "1 расположенного по адресу: Краснодарский край, " ... ", в отсутствие разрешения на ввод их в эксплуатацию, полученного в установленном Градостроительным кодексом РФ
безопасность возведенного объекта капитального строительства, невозможна.
На основании изложенного, судья краевого суда приходит к выводу, что судья первой инстанции правильно установилвсе, значимые обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку во взаимосвязи со ст.26.11 КоАП РФ и принял законное решение, признав отсутствующим в действиях " Ф.И.О. "1 состава исследуемого административного правонарушения.
Решение судьи районного суда об отмене постановления заместителя главного государственного инспектора в Апшеронском и " ... "х Краснодарского края по использованию и охране земель - " Ф.И.О. "4 от " ... " и о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении " Ф.И.О. "1 по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ является обоснованным.
Доводы жалобы не получили объективного подтверждения, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, в силу чего, не являются основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей районного суда не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ судья,
решил:
Решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от " ... " оставить без изменения, а жалобу заместителя главного государственного инспектора в Апшеронском и " ... "х Краснодарского края по использованию и охране земель, заместителя начальника Межмуниципального отдела по Апшеронскому и " ... "м Управления Росреестра по Краснодарскому краю " Ф.И.О. "6 - без удовлетворения.
Судья Борс Х.З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.