Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Песецкой С.В., Кузьминой А.В.,
по докладу судьи краевого суда Песецкой С.В.,
при секретаре " Ф.И.О. "11
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Макаренко И.В. на решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Макаренко И.В. обратился в суд с иском к Отделу МВД России по Выселковскому району о признании незаконным отказа в приеме на службу, понуждении принять на службу, мотивируя свои требования тем, что с 04 августа 1999 года по 10 июля 2013 год он проходил службу в ОМВД России по Выселковскому району. С " Ф.И.О. "12 года был принят на службу в Региональное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Краснодарскому краю и до " ... " года проходил службу в " ... " указанного управления в должности " ... ". В связи с упразднением органов наркоконтроля, " ... " года Макаренко И.В. подал рапорт о согласии на дальнейшее прохождение службы в Отделе МВД РФ по Выселковскому району в должности оперуполномоченного отделения по контролю за оборотом наркотиков, и в тот же день, 31 мая 2016 года, был уволен со службы, исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля на основании подпункта 7 /в связи с переводом в другой государственный орган/ пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
02 августа 2016 года ОМВД РФ по Выселковскому району за исх.N " ... " было направлено сообщение Макаренко И.В. о том, что кандидатам в соответствии с требованием приказа МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года N1643, необходимо получить рекомендации ОР /СБ/ ГУ МВД России по Краснодарскому краю. По состоянию на 04 июля 2016 года данные рекомендации в Отдел не поступали, в связи с чем рассмотрение его обращения продлено. В тот же день и под тем же исходящим номером из Отдела МВД РФ по Выселковскому району истцу было направлено сообщение о том, что его обращение от 31 мая 2016 года о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации внимательно рассмотрено, и в соответствии с требованиями приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года N1643 в приеме на службу в органы внутренних дел РФ ему отказано.
Истец считает незаконным и необоснованным указанный отказ начальника ОМВД РФ по Выселковскому району в приме его на службу в порядке перевода из УФСКН, так как указанные в сообщении ОМВД РФ по Выселковскому району доводы о том, что на службу в органы внутренних дел должны быть приняты лишь сотрудники УФСКН, в отношении которых проведена проверка и имеются рекомендации ОР /СБ/ ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, не согласуются с положениями действующего законодательства.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Макаренко И.В. уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным отказ Отдела МВД РФ по Выселковскому району в приеме на службу Макаренко И.В.; обязать Отдел МВД РФ по Выселковскому району принять на службу Макаренко И.В. в порядке перевода из органов госнаркоконтроля без испытательного срока, переаттестации прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионально-психологического отбора.
Представитель истца " Ф.И.О. "13 настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика - Отдела МВД России по Выселковскому району " Ф.И.О. "14 исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Участвующий в деле помощник прокурора Выселковского района " Ф.И.О. "15 полагал необходимым в удовлетворении исковых требований Макаренко И.В. отказать в полном объеме.
Решением Выселковского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2016 года исковые требования Макаренко И.В. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, считая его незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе истец Макаренко И.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования Макаренко И.В. в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно сделан вывод о том, что на Макаренко И.В. без каких-либо исключений распространяются положения ведомственных приказов МВД РФ, приказов ГУ МВД России по Краснодарскому краю, инструкций, касающихся приема на работу в ОВД, так как на сотрудников ликвидируемых органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в ОВД должны распространяться исключения при приеме на работу в порядке перевода в соответствии с Федеральным законом N 305-ФЗ. Считает, что истребование рекомендации ОРЧ /СБ/ является одним из методов профессионального психологического отбора. Полагает, что учитывая положения ч.1 ст.33 указанного закона, рекомендации ОРЧ /СБ/ при приеме на работу в ОВД в порядке перевода сотрудников ликвидируемых органов наркоконтроля, не должны были истребоваться.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика - Отдела МВД России по Выселковскому району " Ф.И.О. "16 считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения, мотивируя это тем, что безусловной обязанности по приему в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 года N156 на органы внутренних дел Российской Федерации не возлагает. Полагает, что Отделом МВД России по Выселковскому району был сделан обоснованный вывод о несоответствии личных и деловых качеств Макаренко И.В. требованиям, предъявляемым к сотруднику ОВД. Считает, что выводы суда первой инстанции основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам и доводам истцам.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор " Ф.И.О. "17 так же считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения. В обоснование указывает, что суд обоснованно пришел к выводу о необходимости отказа в исковых требованиях Макаренко И.В., так как у ответчика отсутствовала безусловная обязанность принять истца на службу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - Отдела МВД России по Выселковскому району по доверенности " Ф.И.О. "18. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил в её удовлетворении отказать.
Истец Макаренко И.В. и его представитель, извещенные надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь ст.ст.167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса, поскольку они были надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Согласно трудовой книжке истца, с " Ф.И.О. "19 года по " Ф.И.О. "20 года Макаренко И.В. проходил службу в ОМВД России по Выселковскому району.
" Ф.И.О. "21 года Макаренко И.В. был принят на службу в Региональное управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Краснодарскому краю и до " ... " года проходил службу в " ... " Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Краснодарскому краю в должности " ... ".
Указом Президента РФ от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная служба Российской Федераций по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а также её штатная численность.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 N156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
25 апреля 2016 года Макаренко И.В. был переведен в распоряжение Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю с исполнением обязанностей по прежней должности.
25 мая 2016 года Макаренко И.В. подал рапорт на имя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю с просьбой принять его на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с п.п."б" п.4 Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 года N156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в подразделения, территориально расположенные в ст. Выселки, ввиду проживания и регистрации по месту жительства в ст. Выселки Выселковского района Краснодарского края.
31 мая 2016 года Макаренко И.В. был уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с переводом в другой государственный орган, и исключен из списка сотрудников органов наркоконтроля.
По состоянию на день увольнения Макаренко И.В. занимал должность оперуполномоченного, имел специальное звание капитан полиции. Согласно характеристике от 20 мая 2016 года оперуполномоченный Усть-Лабинского МРО Регионального управления ФСКН России по Краснодарскому краю капитан полиции Макаренко И.В. за время службы с июля 2014 года по 20 мая 2016 года зарекомендовал себя с положительной стороны, как грамотный, исполнительный, дисциплинированный сотрудник. К дисциплинарной ответственности не привлекался.
На основании ч. 1 ст.33 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трех месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы /службы/ в указанный период.
В то же время, в соответствии с ч.5 ст. 33 указанного Федерального закона N305-ФЗ по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, безусловной обязанности по приему в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел, законодатель на органы внутренних дел не возлагает.
Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел Российской Федерации /с приемом на службу в органы внутренних дел, прохождением службы в органах внутренних дел, прекращением службы в органы внутренних дел/ регулируются Конституцией РФ, нормами Федерального закона N342-Ф3 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона N247-ФЗ от 19 июля 2011 года "О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, а в случаях, не урегулированных указанными нормативными правовыми актами, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения /подбор, расстановка, увольнение персонала/ и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Прием на службу в ОВД РФ регламентирован Инструкцией о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 18 июля 2014 N595 "О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации".
Согласно положениям данной Инструкции прием на службу в органы внутренних дел производится на основе изучения личности конкретного кандидата и носит индивидуальный характер.
В соответствии п.31.3 указанной Инструкции в отношении кандидата на поступление на службу в органы внутренних дел, в том числе проводится проверка по учетам Главного управления собственной безопасности МВД России и подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России.
Пунктом 4 и 5 приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года N1643 предусмотрено, что контроль за состоянием собственной безопасности в сфере кадрового обеспечения осуществляется, в том числе, посредством получения рекомендаций оперативно-розыскной части /собственной безопасности/ по вопросам назначения граждан РФ, принимаемых на службу в органах внутренних дел Краснодарского края, в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст. 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по результатам рассмотрения документов, с учетом всех собранных данных, уполномоченным руководителем принимается одно из предусмотренных законом решений, в том числе об отказе гражданину в приеме на службу.
Из материалов дела следует, что 02 августа 2016 года за исх. N " ... " из Отдела МВД России по Выселковскому району Макаренко И.В. было направлено сообщение о том, что для приема на службу в органы внутренних дел Российской Федерации кандидатам, ранее проходившим службу, в соответствии с требованиями приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года N1643, необходимо получить рекомендации ОР /СБ/ ГУ МВД России по Краснодарскому краю; по состоянию на 04 июля 2016 года данные рекомендации в Отдел МВД РФ по Выселковскому району не поступали, в связи с чем рассмотрение его обращения продлено.
На основании ответа от 02 августа 2016 года за исх. N " ... " на обращение /рапорт/ Макаренко И.В. от 31 мая 2016 года о поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, поступившее в Отдел МВД России по Выселковскому району 09 июня 2016 года из канцелярии приемной заместителя начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю, УДР ГУ МВД России по Краснодарскому краю, канцелярии УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю, следует, что в соответствии с требованиями приказа ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года N1643 в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации истцу отказано.
Как следует из письма начальника оперативно-розыскной части /собственной безопасности/ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 27 июня 2016 года N " ... ", по результатам проверки ОРЧ /СБ/ ГУ МВД России кандидат в подразделение по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Краснодарскому краю Макаренко И.В. не рекомендован к приему на службу. Однако, в соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 31 июля 2015 года N " ... " и Инструкции, утвержденной приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года N1643, формулировка "не рекомендован" не исключает возможности его назначения на должность после письменного ходатайства начальника /руководителя/ подразделения ГУ, территориального органа, согласованного заместителем начальника ГУ, ответственным за соответствующее направление деятельности и УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
Согласно ответу заместителя начальника ОРЧ /собственной безопасности/ ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю Ненахова В.В. от 12 октября 2016 года на запрос суда, в соответствии с требованиями п. 1.17. приказа МВД России от 31 июля 2015 N808дсп "Вопросы обеспечения собственной безопасности в системе МВД России", подразделения собственной безопасности на основании запросов руководителей /начальников/ подразделений системы МВД России могут давать рекомендации по вопросам назначения граждан Российской Федерации, принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в том числе ранее проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
27 июня 2016 года ОРЧ /СБ/ ГУ МВД России по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения запроса /N " ... " от 03.06.2016 года/ УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю в отношении сотрудника УФСКН России по Краснодарскому краю Макаренко И.В., рассматриваемого в качестве кандидата к назначению в подразделения /отделы, отделения, группы/ по контролю за оборотом наркотических средств территориальных органов МВД России на районном уровне Краснодарского края, с учетом имеющихся сведений, последний не рекомендован к приему на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Основанием для принятия данного решения, послужили сведения об увольнении оперуполномоченного отдела уголовного розыска Отдела МВД России по Выселковскому району капитана полиции Макаренко И.В. из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального Закона от 30.11.2011 года N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" /в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел/, приказ Отдела МВД России по Выселковскому району от 10.06.2013 N " ... ". Вместе с тем, данные подразделением собственной безопасности рекомендации не носят обязательный характер при рассмотрении вопроса о приеме граждан на службу в органы внутренних дел РФ.
Факт увольнения истца Макаренко И.В. по указанным выше обстоятельствам подтверждается представленными в материалах дела копией заключения по материалам служебной проверки в отношении оперуполномоченного отдела уголовного розыска отдела МВД России по Выселковскому району капитана полиции Макаренко И.В. и копией приказа Отдела МВД России по Выселковскому району N " ... " от 10 июля 2013 года об увольнении Макаренко И.В. по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального Закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что письменного ходатайства начальника /руководителя/ подразделения ГУ, территориального органа, согласованного заместителем начальника ГУ, ответственным за соответствующее направление деятельности и УРЛС ГУ МВД России по Краснодарскому краю в соответствии с требованиями приказа МВД РФ от 31 июля 2015 года N808дсп и Инструкции, утвержденной приказом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 03 декабря 2015 года N1643, не имеется.
Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 ГПК РФ, истцом предоставлено не было.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции был сделан обоснованный вывод об отказе в удовлетворении заявленных Макаренко И.В. исковых требований в связи с отсутствием обязанности работодателя безусловно принять работника на службу по изложенному в иске основанию, наличием права работодателя подбора кадров в возглавляемое им подразделение органов внутренних дел России, отсутствие нарушений требований действующего законодательства при принятии начальником Отдела МВД России по Выселковскому району решения об отказе в приеме на службу Макаренко И.В.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы истца о том, что на него должны были распространяться исключения при приеме на работу в порядке перевода в соответствии с Федеральным законом N 305-ФЗ, судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неверном толковании правовой нормы и противоречащими положениям выше приведенным положениям действующего законодательства. Поскольку Макаренко И.В. являлся кандидатом к назначению в подразделение по контролю за оборотом наркотических средств территориального органа МВД России на районном уровне Краснодарского края, то на него без какого-либо исключения распространялись положения вышеописанных ведомственных приказов МВД РФ, приказов ГУ МВД России по Краснодарскому краю, инструкций.
Несостоятельны доводы истца о том, что истребование рекомендации ОРЧ /СБ/ является одним из методов профессионального психологического отбора, так как в отношении истца методы определения профессиональной пригодности, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 06 декабря 2012 N1259 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации", как то: проведение психологических и психофизиологических исследований /обследований/, тестирований, медицинских обследований, в том числе с применением специализированных технических устройств, медицинских изделий, в отношении истца не проводилось.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Макаренко И.В. не имеется.
Обстоятельства дела исследованы судом всесторонне, полно и объективно.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выселковского районного суда Краснодарского края от 18 октября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Макаренко И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 16.01.2017 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.