Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Сидорова В.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Чернявской И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности Сергеева Р.М. на решение Кореновского районного суда от 14 сентября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Савченко С.А. обратился в суд с иском к ГБУ "Управление ветеринарии Кореновского района" о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указано, что по ордеру, выданному на основании постановления главы администрации г. Кореновска N 643 от 27 октября 1994 г. истцу было предоставлено жилое помещение по адресу: " ... ". В 2005 г. между истцом и ФГУ "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных" был заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность, по условиям которого учреждение передало в собственность Савченко А.В. жилой дом " ... " Однако ввиду ликвидации учреждения и регистрации права федеральной собственности на спорное строение, истец лишен возможности его приватизировать. В связи с чем Савченко С.А. полагает свои права нарушенными.
Решением Кореновского районного суда от 14 сентября 2016 г. иск Савченко А.В. удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица - департамента имущественных отношений Краснодарского края выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Заслушав представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности Сергеева Р.М., настаивавшего на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя ГБУ "Управление ветеринарии Кореновского района" на основании доверенности Ханычеву М.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации г. Кореновска от 27 октября 1994 г. N 643 Савченко С.А. предоставлено жилое помещение ведомства Кореновской станции по борьбе с болезнями животных - двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: " ... ", жилой площадью " ... " кв.м., на состав семьи - один человек. На основании вышеуказанного постановления 31 октября 1994 г. Савченко С.А. выдан ордер на служебное жилое помещение N 000180.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 27 сентября 2005 г. N 10-10/7759, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: г " ... ", внесен в реестр федерального имущества федеральным государственным учреждением "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных", о чем Кореновской станции по борьбе с болезнями животных в 1999 г. выдано свидетельство о внесении в реестр Федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Кореновской станцией по борьбе с болезнями животных.
7 октября 2005 г. между ФГУ "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных", в лице начальника Сапсай А.В., действовавшего на основании Устава, договора на совершение юридический действий и доверенности Территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю от 4 октября 2005 г., и Савченко С.А. заключен договор о безвозмездной передаче жилья в собственность, по условиям которого Савченко С.А. получил в собственность безвозмездно жилой дом, расположенный в г " ... " состоящий из двух жилых комнат и подсобных помещений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 1541-1) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в собственность.
В соответствии со статьей 6 Закона N 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В силу статьи 11 Закона N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено, что договор о безвозмездной передаче в собственность спорного жилого помещения, заключенного между ФГУ "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных" и Савченко С.А. отвечает требованиям вышеприведенного Федерального закона и других законодательных актов.
Спорное жилое помещение, расположенное в г. Кореновске по ул. Красной, 139, находившееся в оперативном управлении ФГУ "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных", было предоставлено в пользование Савченко С.А., состоявшего в трудовых отношениях с учреждением с 1988 г. по 2016 г., в установленном законом порядке.
Согласно справке ГБУ КК "Управление ветеринарии Кореновского района" от 15 июня 2015 г. N 360 следует, что при передаче в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1251 от 29 декабря 2008 г в оперативное управление ГБУ "Управление ветеринарии Кореновского района" жилых помещений, ранее находившихся в оперативном управлении ФГУ "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных", жилые помещения, имевшие статус служебного, отсутствовали.
В силу части 2 статьи 4 Закона N 1541-1 собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Как следует из текста договора о приватизации, начальник ФГУ "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных" Сапсай А.В. был наделен таким правом на основании доверенности Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 4 октября 2005 г.
При заключении сделки было соблюдено требование статьи 11 Закона N 1541-1. Так, согласно справке ФГУП КК "Крайтехинвентаризация" по Кореновскому району Савченко С.А. по состоянию на 2005 г. в приватизации жилья не участвовал.
Таким образом, как правомерно указал суд, Савченко С.А. в установленном законом порядке приобрел по договору о приватизации жилой дом, расположенный в г " ... ". Договор в установленном порядке не оспорен.
Из материалов дела следует, что 14 июня 2007 г. деятельность ФГУ "Кореновская районная станция по борьбе с болезнями животных" была прекращена в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 8 августа 2003 г. N 1192 "О ликвидации федеральных государственных учреждений ветеринарии в Краснодарском крае" и постановлением администрации Краснодарского края от 14 января 2004 г. N 31 "О создании государственных учреждений ветеринарии Краснодарского края", при этом создано Государственное бюджетное учреждение "Управление ветеринарии Кореновского района".
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 16 июня 2008 г. N 667-р "О внесении изменений в распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю от 25 января 2008 г. N 42-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, находящегося у государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии Кореновского района" на основании договора о передаче в безвозмездное пользование федерального имущества, жилой дом расположенный в г. Кореновске по ул. Красной, 139, передан безвозмездно в собственность Краснодарского края.
В соответствии со статьей 18 Закона N 1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, на юридическое лицо, в собственность или оперативное управление которого передается имущество, находившееся в оперативном управлении ликвидированного государственного или муниципального предприятия, учреждения, возлагается обязанность по исполнению, в отношении переданного ему жилищного фонда, Закона N 1541-1, закрепившего право граждан на бесплатную приватизацию жилья, а, следовательно и по исполнению не прошедших государственную регистрацию договоров о приватизации жилых помещений, заключенных в соответствии с требованиями Закона N 1541-1.
Поскольку право собственности Савченко С.А. на спорный жилой дом возникло в 2005 г. на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность, не оспоренного в установленном порядке, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кореновского районного суда от 14 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности Сергеева Р.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.