Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Перовой М.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи краевого суда Цехомской Е.В.,
при секретаре Черникове О.Ю.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Тимашевский район на основании доверенности Коновалова В.А. на решение Тимашевского районного суда от 4 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Войткив С.И. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Тимашевский район о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и восстановлении в списках на получение жилья.
В обоснование требований указано, что в 1988 г. истец был уволен с военной службы в запас, а 24 декабря 1991 г. Войткив С.И. и члены его семьи были поставлены на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По состоянию на 1 апреля 1998 г. очередь истца в льготном списке офицерского состава, уволенных в запас, значилась под номером 24. При этом в марте 2016 г. Войткив С.И. стало известно о том, что 21 февраля 2005 г. его исключили из очереди на улучшение жилищных условий. Истец обращает внимание на то, что он не получал каких-либо извещений о необходимости представления документов, а равно о самом снятии с учета. Войткив С.И. полагает решение об исключении его из очереди граждан, нуждающихся в жилищных условий незаконным, нарушающим права истца.
Решением Тимашевского районного суда от 4 октября 2016 г. иск Войткив С.И. удовлетворен. Суд признал недействительной запись от 28 февраля 2005 г. в книге N 2 (14) учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о снятии Войткив С.И. с указанного учета. Суд восстановил Войткив С.И. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в списке граждан, имеющих право на получение жилья с датой постановки 24 декабря 1991 г.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 14254 N 120 от 21 июня 1988 г. старший прапорщик Войткив С.И. уволен с действительной военной службы в запас.
Из справок воинской части 14254 NN 762, 764 от 25 октября 1991 г. следует, что Войткив С.И. находился на действительной военной службе более 20 календарных лет, а в состав его семьи входят супруга Войткив В.З. и дочь Войткив Г.С.
Согласно заявлению Войткив С.И. от 13 декабря 1991 г., истец в связи с увольнением в запас и отсутствием жилья, просил поставить его и членов его семьи на учет для улучшения жилищных условий путем предоставления отдельной квартиры.
В соответствии с извещением исполнительного комитета Тимашевского районного Совета народных депутатов от 9 января 1992 г. Войткив С.И. с семьей из трех человек на основании решения жилищной комиссии исполкома от 24 декабря 1991 г. поставлен на учет для улучшения жилищных условий по общему учету под номером 712, по льготному списку лиц, уволенных в запас или отставку под номером 64.
Указанное обстоятельство также подтверждается книгой N 2 (14) учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно справкам ООО "Главное управление жилищным фондом" г. Воронежа N 544, 545 от 30 августа 2016 г. Войткив С.И. с членами семьи супругой " Ф.И.О. "16 дочерью " Ф.И.О. "17 и внуком " Ф.И.О. "18 зарегистрированы в военном закрытом городке " ... ". по настоящее время.
Из удостоверения, выданного Войткив С.И. воинской частью 14254 N 763 от 25 октября 1991 г. усматривается, что истец 21 июня 1988 г. уволен с военной службы по выслуге установленного срока действительной военной службы и имеет право на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 г. N 237-74 от 20 января 1960 г. N 74 и постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193.
На момент возникновения спорных правоотношений, то есть на 24 декабря 1991 г. постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений граждан, уволенных с военной службы, осуществлялась органами местного самоуправления в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей", Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР", а также Правилами учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления помещений, утвержденными решением исполкома Краснодарского краевого Совета депутатов от 26 декабря 1984 г. N 734.
В соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 г. N 193, военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. При этом обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке должно производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Пунктом 24 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335, также предусматривалось, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава Вооруженных Cил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются в установленный законодательством Союза ССР срок исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью в первую очередь. Обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке должно производится при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20 календарных лет.
Таким образом, как правомерно указал суд, положениями приведенных нормативных актов предусматривалось право истца на обеспечение его жилым помещением после увольнения в запас и выслуге не менее 20 лет.
Из материалов учетного дела N 506 следует, что истец направлял в квартирно-правовую службу УМПЖКХ "Коммунальник" справки от 21 мая 1997 г. о составе семьи, об отсутствии у него по месту жительства забронированной, приватизированной, кооперативной квартиры, индивидуального домовладения, земельного участка, об отсутствии сведений о нем как застройщике, а само уведомление этой службы от 10 апреля 1997 г. не содержало требований о предоставлении указанных документов ежегодно.
Из письма квартирно-правовой службы УМПЖКХ "Коммунальник" от 7 апреля 1998 г. следует, что Войткив С.И. сообщалось, что по состоянию на 1 апреля 1998 г. его очередь в льготном списке лиц, уволенных в запас или отставку N 24, а в связи с принятием постановления Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" от 20 января 1998 г. N 71 истца просили выслать подтверждение либо заявление на отказ от участия в программе, никаких дополнительных документов квартирно-правовая служба не требовала.
Как видно из Книги N 2 (14) учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Войткив С.И. снят с указанного учета путем исключения, как не прошедший перерегистрацию на основании протокола жилищной комиссии N 2 от 28 февраля 2005 г.
Однако согласно справке архивного отдела администрации муниципального образования Тимашевский район N 1961 от 17 февраля 2016 г. протоколы заседаний жилищной комиссии квартирно-правовой службы УМПЖКХ "Коммунальник" за 2005 г на муниципальное хранение ре поступали. В постановлениях главы муниципального образования Тимашевский район за 2005 г. вопросы снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не рассматривались.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона РФ от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", принятого после постановки на учет Войкив С.И., государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, а согласно части 4 статьи 6 этого закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и при увольнении в запас или отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ.
В силу статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент снятия Войткив С.И. с учета, то есть на 28 февраля 2005 г., право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: 1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; 2) выезда на другое постоянное место жительства; 3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; 4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
Как установлено судом, Войткив С.И. о снятии с учета в письменной форме извещен не был, при том, что истец поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании специальных нормативно-правовых актов, предусматривающих социальные гарантии гражданам, уволенным с военной службы.
До настоящего времени по избранному месту жительства в г. Тимашевске Войткив С.И. жильем не обеспечен, правом на получение жилого помещение или улучшение жилищных условий как лицо, уволенное с военной службы, не воспользовался. Указанное обстоятельство также подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 сентября 2016 г. об отсутствии в ЕГРП сведений о правах Войткив С.И., его супруги и дочери на объекты недвижимости.
Как правомерно указал суд, действовавшая на момент снятия Войткив С.И. с учета статья 32 Жилищного кодекса РСФСР не содержала такого основания для снятия гражданина с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как непрохождение перерегистрации.
Таким образом, учитывая обстоятельства в совокупности, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у администрации достаточных оснований для снятия Войткив С.И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Факт нарушения ответчиком жилищных прав истца установлен судом первой инстанции, органом местного самоуправления не опровергнут.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тимашевского районного суда от 4 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Тимашевский район на основании доверенности Коновалова В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.