Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Смирнова Е.А.
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Артеменко Н.Г.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Сочи по доверенности Гамисония Д.В. на решение Адлерского районного суда г.Сочи от 31 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Полежаева Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации года Сочи, департаменту архитектуры градостроительства и благоустройства администрации года Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что являясь собственникам объекта недвижимости - квартиры " ... ", общей площадью 52,8 кв.м., расположенной по адресу: " ... ", ул. " Ф.И.О. "1, " ... ", неоднократно обращалась в администрацию года Сочи с вопросом по формированию земельного участка площадью 0,6 га, отведенного на строительство многоквартирного жилого дома.
Согласно последнего ответа департамента Архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 12 июля 2016 года было сообщено, что денежных средств на 2016 год для выполнения работ по формированию земельных участков под МКД нет, а порядок разработки документации по планировке территории определяется согласно постановлению администрации года Сочи N 1034 от 18 мая 2012 года.
В связи с чем, просила суд признать ответ департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи N982/21.01-18 от 12 июля 2016 года незаконным. Признать незаконным бездействие администрация МО года Сочи и департамента архитектуры градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи по формированию земельного участка, площадью 6000 кв.м, расположенного по адресу: " ... ", ул. " Ф.И.О. "1, " ... ".
Решением Адлерского районного суда г.Сочи от 31 октября 2016 года административные исковые требования Полежаевой Т.В. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Сочи по доверенности Гамисония Д.В. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав представителя администрации г.Сочи по доверенности Супрунец Н.В., судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как следует из материалов дела, Полежаевой Т.В. согласно свидетельства о государственной регистрации права от 07 марта 2013 года N23-АЛ 802833 принадлежит на праве собственности квартира " ... ", общей площадью 52,8 кв.м, расположенной по адресу: " ... ", ул. " Ф.И.О. "1, " ... ".
Как установлено судом первой инстанции, истец неоднократно обращалась в администрацию г.Сочи с вопросом по формированию земельного участка площадью 0,6 га, отведенного на строительство многоквартирного жилого дома.
24 марта 2014 года департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи ответил, что в соответствии с постановлением администрации года Сочи N18 от 09 января 2014 года "Об утверждении муниципальной программы города Сочи "Обеспечение разработки градостроительной и землеустроительной документации МО г-к Сочи на 2014-2017 годы" определен перечень отдельных мероприятий программы с указанием источников и объемов финансирования, сроков их реализации, раздел 8 которого содержит мероприятия по формированию земельных участков по МКД. В соответствии с распоряжением администрации года Сочи N62-р от 14 февраля 2014 года "Об утверждении графика проведения работ по формированию и проведение государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования город-курорт Сочи", по ул. " Ф.И.О. "1 " ... " включен в адресный перечень МКД, расположенных на земельных участках, подлежащий формированию и постановке на государственный кадастровый учёт в 2014 году.
Согласно последнего ответа департамента Архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 12 июля 2016 года было сообщено, что денежных средств на 2016 год для выполнения работ по формированию земельных участков под МКД нет, а порядок разработки документации по планировке территории определяется согласно постановлению администрации года Сочи от 18 мая 2012 года N1034.
Давая оценку оспариваемому решению отраслевого органа местного самоуправления, суд правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела и верно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 2 указанной статьи закреплено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01 марта 2005 года) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28 мая 2010 года "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании части 4 статьи 16 Закона N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона РФ N137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Формирование земельного участка является одной из стадий реализации такими лицами права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона N189-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N191-ФЗ от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Указанная норма устанавливает порядок утверждения границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, при отсутствии технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки. Данный порядок состоит в том, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, утверждаемые главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского Кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
определила:
решение Адлерского районного суда г.Сочи от 31 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Сочи по доверенности Гамисония Д.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.