СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.
судей Перминовой Н.А. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2017 года дело по апелляционной жалобе по апелляционной жалобе МУП "Управляющая компания "Альтернатива" на решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому
МУП "УК "Альтернатива" обязано в срок до "Дата обезличена" устранить нарушения действующего санитарного законодательства: организовать при оказании работ и услуг по содержанию общего имущества проведение дератизации мест общего пользования в многоквартирных домах согласно перечню, указанному в Приложении 1 к договору "Номер обезличен" от "Дата обезличена",
с МУП "УК "Альтернатива" взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Печора" в размере 300 (триста) рублей
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Печоре ( далее по тексту - Управление Роспотребнадзора) обратилось в суд с иском к администрации МО МР "Печора", МУП "УК "Альтернатива" об устранении нарушений действующего санитарного законодательства и возложении обязанности организовать при оказании работ и услуг по содержанию общего имущества проведение дератизации мест общего пользования в многоквартирных домах согласно перечню, указанному в Приложении 1 к договору "Номер обезличен" от "Дата обезличена",
"Дата обезличена" судом было постановленоприведенное решение, обжалованное МУП "УК "Альтернатива", как не основанное на обстоятельствах дела.
На основании определения Судебной коллегии Верховного Суда Республики Коми от "Дата обезличена" Печорским городским судом Республики Коми "Дата обезличена" по делу было постановленодополнительное решение, которым в удовлетворении иска Управления Роспотребнадзора к администрации МР "Печора" отказано.
Апелляционной жалобы на дополнительное решение по делу от сторон не поступило, дело назначено к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции по жалобе МУП "УК "Альтернатива" на решение от "Дата обезличена".
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились.
Ходатайств и заявлений от сторон до начала судебного заседания не поступило.
Препятствий для рассмотрения дела не установлено.
Проверив законность решения суда в порядке ст.327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.
Как установилсуд, и подтверждается материалами дела, "Дата обезличена" между ответчиками был заключен договор "Номер обезличен" на обслуживание многоквартирных домов, указанных в Приложении "Номер обезличен".
При проведении в апреле 2016 года Управлением Роспотребнадзора внеплановой проверки по обращению граждан на несоблюдение требований санитарного законодательства было установлено отсутствие в указанных в Приложении "Номер обезличен" к договору "Номер обезличен" от "Дата обезличена" многоквартирных домах организации работ по дератизации мест общего пользования, ввиду чего Постановлением "Номер обезличен" от "Дата обезличена" главного государственного санитарного врача по г.Печоре, Ижемскому и Усть-Цилемскому районам МУП "УК "Альтернатива" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ и привлечено к административной ответственности.
Решением Печорского городского суда РК "Дата обезличена" указанное постановление главного государственного санитарного врача по г.Печоре, Ижемскому и Усть-Цилемскому районам было оставлено без изменения, а жалоба МУП "УК "Альтернатива" - без удовлетворения.
Разрешая заявленный Управлением Роспотребнадзора спор по настоящему дел, суд учел приведенные постановление и решение, и исходя из положений ч.2 ст.2, п.3 ст. 39, п.1 ст. 24, ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", п.п. 1.4 и 9.2 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10, п.23 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" пришел к выводу об обоснованности и правомерности заявленного иска к МУП УК "Альтернатива", ввиду чего удовлетворил его к данному ответчику, отказав в удовлетворении требований к АМО ГО "Печора".
При этом суд исходил из того, что Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с указанными перечнем и Правилами в числе работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме подлежат выполнению работы по проведению дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (п. 23), ввиду чего возражения ответчика о том, что мероприятия по проведению дератизационных работ не включены в перечень договора обслуживания МКД от 03.09.2015 года расценил как не основанные на законе.
Судебная коллегия не усматривает в доводах жалобы МУП "УК Альтернатива" правовых оснований не согласиться с таким выводом.
Согласно п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом.
Как следует из договора от "Дата обезличена", МУП "УК Альтернатива" до окончания конкурса по отбору организации для управления МКД приняло на себя обязательства осуществить обслуживание многоквартирных домов ( Приложение "Номер обезличен") согласно перечню обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД ( Приложение "Номер обезличен"). В указанный перечень проведение дератизации мест общего пользования в многоквартирных домах не вошло, на что и указывает апеллянт в своей жалобе.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влечет вывода о неправомерности возложения судом на МУП "УК Альтернатива" обязанности провести соответствующие мероприятия.
Статья 161 Жилищного кодекса РФ прямо гласит, что содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1, подпункты 1, 2, 3, 4 и 5 пункта 1.1). Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 16).
Правительство РФ, утверждая своим Постановлением от 03.04.2013 N 290 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и в связи с этим относя дератизацию мест общего пользования в МКД к работам и услугам по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (пункт 23 Перечня), одновременно устанавливает Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно названным Правилам перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 и периодичность их оказания определяется и отражается в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом и с учетом требований, установленных законодательством РФ ( п.2 Правил). Вместе с тем, данное правило не предполагает возможности произвольного снижения уровня требований, предъявляемых к содержанию и эксплуатации жилищного фонда, в том числе санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.
В силу статей 1, 2, 23, 37 - 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения не только по площади, планировке, освещенности, уровням шума, но и микроклимату, воздухообмену, а также по условиям эксплуатации и содержания должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания; санитарные и технические правила и нормы обязательны к исполнению гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами; нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам не должны противоречить санитарным правилам.
В соответствии с п.п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.3 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" на объектах в городских и сельских населенных пунктах (строения, сооружения или помещения производственного, непроизводственного, вспомогательного, жилого, бытового, общественного и иного назначения) юридическими и физическими лицами должны осуществляться дератизационные мероприятия, направленные на борьбу с грызунами (серые и черные крысы, мыши, полевки и другие). Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния; проведение дератизационных мероприятий на эксплуатируемых объектах, в том числе: профилактические мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами; дератизационные мероприятия в жилых зданиях, помещениях, сооружениях, балансодержателями которых они являются, и на прилегающей к ним территории; мероприятия по истреблению грызунов с использованием физических, химических и биологических методов с учетом контроля эффективности. Дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду. Объектами, имеющими особое эпидемиологическое значение, являются в том числе жилые здания, предназначенные для постоянного проживания или временного пребывания людей, в том числе гостиницы, общежития.
Положениями пунктов 1.4 и 9.2 Санитарно-эпидемиологические правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что санитарные правила предназначены для граждан, юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией жилых зданий и помещений. При эксплуатации жилых зданий и помещений требуется своевременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Поскольку нормативы выполняемых работ при обслуживании МКД, установленные в договоре от 03.09.2015, непосредственно влияют на санитарно-эпидемиологическую обстановку в жилищном фонде, они должны соответствовать требованиям Санитарных правил 3.5.3.3223-14 и норм СанПиН 2.1.2.2645-10. таким образом, предусмотренный Приложением N 2 к договору от 03.09.2015 Перечень обязательных и дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД нельзя расценивать как исчерпывающий и освобождающий МУП "УК Альтернатива" от выполнения своих обязанностей, императивно предусмотренных федеральным законодательством. Иное означало бы умаление санитарно-эпидемиологических требований и, как следствие, регламентированного статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права граждан на благоприятную среду обитания.
Изложенное дает основания для признания оспариваемого судебного акта законным и отклонения апелляционной жалобы МУП "УК Альтернатива".
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Печорского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "УК Альтернатива" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.