СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 16 февраля 2017 года дело по апелляционной жалобе представителя Бухтияровой Г.И. - Плыгач А.В. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Бухтияровой Г.И. к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска" о признании действий незаконными, взыскании невыплаченной компенсации, возложении обязанности выплатить в полном размере компенсацию расходов на оплату найма жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Представитель истца Плыгач А.В., действующий в интересах Бухтияровой Г.И., обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с указанным иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сосногорска".
Третьим лицом по делу привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В обоснование иска указано, что Законом Республики Коми N 118-РЗ от 12.12.2015 внесены изменения в закон Республики Коми от 12.11.2014 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", в соответствии с которым статья 20 дополнена пунктом 4, который устанавливает для педагогических работников компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в фиксированном размере ... руб. Однако, по мнению истца, данная сумма не компенсирует всех расходов по оплате жилья, отопления и освещения, в связи с чем нарушаются права на гарантированное бесплатное жилье с отоплением и освещением.
Судом принято вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель истца.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Бухтиярова Г.И. в период с 1968 года по 1998 год работала заведующей детским садом N 48 с.Усть-Ухта. С 1997 года является пенсионером, зарегистрирована и проживает по адресу: "Адрес обезличен". Указанное жилое помещение истец занимает на основании договора социального найма.
До 01.01.2005 истец пользовалась льготой по 100% освобождению от оплаты за тепло, наем жилья, электроэнергию.
Решением Сосногорского городского суда от 26.06.2008 на администрацию МО МР "Сосногорск" была возложена обязанность предоставить Бухтияровой Г.И. меры социальной поддержки в виде 100% освобождения от платы за пользование жильем с отоплением и освещением.
С 01.01.2011 Бухтиярова Г.И. состоит на учете в ГБУ РК "ЦСЗН г. Сосногорска" в качестве получателя мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник государственного образовательного учреждения, проживающий в сельском населенном пункте, вышедший на пенсию и имеющий стаж работы не менее 10 лет в соответствующем учреждении.
По 01.01.2016 ответчик предоставлял истцу меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно п. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми N 115 от 05.05.2009.
В соответствии со ст. 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" N 55 от 12.11.2004 право на ежемесячную денежную компенсацию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогического работника, было определено в размере 100%.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), закреплена социальная гарантия в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 4 названного Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Подпункт 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона РК от 02.05.2012 N26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пункта, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.
Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в ред. Закона РК от 22.12.2015 N 118-РЗ), в частности, частью 2 статьи 18, педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, (далее - педагогические работники) предоставлены меры социальной поддержки по оплате в размере 100 процентов за пользование жилым помещением (оплата за наем) государственного, муниципального жилищного фонда или частного жилищного фонда, находящегося в собственности юридических лиц; за содержание жилого помещения: за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме - для собственников жилого помещения в многоквартирном доме; за коммунальные услуги: тепловую энергию, твердое топливо при наличии печного отопления и (или) других отопительных установок на твердом топливе, освещение, в том числе оплата за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Законом Республики Коми от 22.12.2015 N 118-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2016 в Закон Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" внесены изменения в порядок предоставления мер социальной поддержки населения, а именно, часть 2 статьи 2 названного закона дополнена положением, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленные настоящим Законом, предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размерах, установленных статьей 20 настоящего Закона.
При этом, подпунктом "п" пункта 4 части 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом южной природно-климатической зоны Республики Коми лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 18 настоящего Закона предоставляется в размере 2 040 рублей.
Законом Республики Коми от 01.03.2016 N 11-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми" данная норма перенесена в пункт 5 части 1 статьи 20 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ.
Этим же законом часть 2 ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ изложена в следующей редакции: педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Коми и муниципальных образовательных организаций в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.
В соответствии с частью первой статьи 3 Закона Республики Коми от 01.03.2016 N 11-РЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Коми" данный документ вступает в силу по истечении десяти дней после официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в ред. Закона РК от 22.12.2015 N118-РЗ и Закона РК от 01.03.2016 N11-РЗ), установив, что выплаты социальной поддержки истцу подлежат предоставлению в виде компенсационных выплат в твердой денежной сумме, подлежащей индексации (ч.2 ст.20, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из внесенных в закон изменений, в связи с чем изменилась форма предоставления мер социальной поддержки, не может превышать ... рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных положений социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию, так и на каждый из ее субъектов. Следовательно, органы обоих уровней государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Разрешая заявленные требования, суд правомерно сопоставил ранее действующее законодательство, регламентирующее отношения по предоставлению педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, включая статью 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", с действующим правовым регулированием этого вопроса.
При этом суд первой инстанции правильно обратил внимание на то обстоятельство, что Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" дополнен указанием на то, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Изменяя правовое регулирование вопросов предоставления мер социальной поддержки, в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ законодатель предусмотрел, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного федерального закона, субъекты Российской Федерации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Более того в абзаце третьем части 2 статьи 153 названного закон содержится предписание об обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации при издании в связи с принятием данного закона нормативных правовых актов, изменяющих после 31 декабря 2004 г. порядок реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, не уменьшать совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат, а также не ухудшать условия их предоставления.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу этого закона.
Проанализировав в системном единстве приведенные законоположения, суд пришел к правильному заключению о том, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении.
Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.
Объем соответствующих выплат педагогическим работникам на 2016 год по сравнению с финансированием 2015 года не уменьшен, следовательно, принятые субъектом правовые нормы не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту.
Доводы жалобы о том, что мера социальной поддержи, предоставляемая в виде ежемесячной денежной компенсации в размере ... рублей не возмещает в полном объеме расходы истца, фактически устанавливает норматив и ограничивает право на бесплатное жилье с отоплением и освещением, подлежат отклонению, как основанные на субъективной оценке установленных по делу обстоятельств и на неправильном толковании норм приведенного законодательства.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилправильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бухтияровой Г.И. - Плыгач А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.