СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 16 февраля 2017 года дело по апелляционной жалобе Чеботарь И.С. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2016 года, по которому
требования Чеботарь И.С. к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми, Министерству внутренних дел по Республике Коми об обязании включить в общий трудовой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода работы с 08.02.1993г. по 10.08.1993г., периода службы с 07.09.1984г. по 16.05.1992г., в стаж за выслугу лет истца и в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода работы с 08.02.1993г. по 10.08.1993г., оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истца Чеботарь И.С., представителя ответчика МВД по РК по доверенности Яганова Н.Н., судебная коллегия
установила:
Чеботарь И.С. обратился в суд с иском к УПФР в городе Сыктывкаре, к МВД по Республике Коми об обязании включить в общий трудовой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода работы с 08.02.1993г. по 10.08.1993г., периода службы с 07.09.1984г. по 16.05.1992г. Впоследствии представитель истца уточнил исковые требования, просил обязать МВД по Республике Коми включить в стаж за выслугу лет истца и в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода работы с 08.02.1993г. по 10.08.1993г.
Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе истец Чеботарь И.С.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного по существу решения суда не находит.
Судом установлено, что Чеботарь И.С. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
19 августа 2016 года истец обратился в УПФР в городе Сыктывкаре с заявлением по вопросу предварительного начисления пенсии и общего стажа для дальнейшего решения вопроса о выборе получаемой пенсии.
Письмом от 02.09.2016г. УПФР в городе Сыктывкаре дало разъяснение истцу на его обращение, а также указало, что по представленным документам его страховой стаж составляет 26 лет 10 месяцев 10 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 5 лет 6 месяцев 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 4 года 8 месяцев. При этом период работы истца с 08.02.1993г. по 10.08.1993г. засчитан в страховой и общий стаж и в стаж работы в районах Крайнего Севера. Период службы истца с 07.09.1984г. по 16.05.1992г. засчитан в страховой и общий стаж.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" относится к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж наравне с работой (ст. 12 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Аналогичные требования содержались в ст.ст.10,11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который действовал до 1 января 2015 года.
Стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является стажем на соответствующих видах работы, порядок подсчета которого регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.
Пунктами 4 и 5 указанных Правил закреплено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, данные Правила не предусматривают включения в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством время военной службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла ст.ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении требования об обязании УПФР в г. Сыктывкаре включить в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях периода службы истца в войсковых частях с 07.09.1984г. по 16.05.1992г., поскольку ни ранее действующее пенсионное законодательство, ни Федеральный закон "О страховых пенсиях" не содержат норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях.
Спорный период военной службы правомерно учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения указанной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24.09.2012 N 1505-О и др.).
Отказывая в удовлетворении требования о включении в стаж за выслугу лет периода работы истца с 08.02.1993г. по 10.08.1993г. в Воркутинском авиапредприятии концерна "Комиавиа" в должности пожарного - стрелка, суд исходил из того, что в силу утвержденного Приказом Министерства Гражданской авиации ССР от 21 июня 1985 года N 133 Наставления по пожарной охране в гражданской авиации СССР, данная работа не относится к военной и приравненной к ней службе, перечисленным в ст.18 Закона РФ N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Судебная коллегия находит выводы суда верными, основанными на правильном применении норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чеботарь И.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.