СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Машкиной И.М. и Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в судебном заседании 02 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе Ложкин Н.Е. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2016 года, по которому
отказано в удовлетворении административного иска Ложкин Н.Е. к призывной комиссии МО МР "Сыктывдинский", военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, военному комиссариату Республики Коми об оспаривании решения о призыве на военную службу, повестки о необходимости явки для отправки на военную службу.
По частной жалобе Ложкин Н.Е. на определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2016 года, по которому
отменена мера предварительной защиты в виде приостановления действия решения призывной комиссии МО МР "Сыктывдинский" о призыве Ложкин Н.Е. на военную службу.
Заслушав доклад материалов дела судьи Белова Н.Е., объяснения представителя Военного комиссариата Республики Коми Соловьева М.В., судебная коллегия
установила:
Ложкин Н.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии МО МР "Сыктывдинский" от 01.11.2016 о призыве на военную службу, о признании незаконными действий отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району по направлению повестки о необходимости явки 27.11.2016 для отправки на военную службу. В обоснование требования указал, что является педагогическим работником образовательного учреждения, подлежал призыву на военную службу только в весенний призыв с 01 мая по 15 июля, однако призывной комиссией принято решение о призыве его на военную службу в осенний призыв.
В судебном заседании Ложкин Н.Е. иск поддержал.
Представители призывной комиссии МО МР "Сыктывдинский", отдела военного комиссариата Республики Коми по г. Сыктывкару и Сыктывдинскому району, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель Военного комиссариата Республики Коми, привлеченного судом к участию в деле в качестве соответчика, с заявлением не согласился.
Судом приняты по делу приведенные выше оспариваемые административным истцом решение и определение.
В апелляционной и частной жалобах административный истец Ложкин Н.Е. просит решение и определение суда отменить, как незаконные и необоснованные, вынесенные с нарушением и неправильным толкованием норм права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что решение суда принято без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, полагая, что проживание призывника на территории, на которой призыв осуществляется с 01 октября по 31 декабря, не исключает возможности его призыва как педагогического работника общеобразовательного учреждения согласно императивной норме закона с 01 мая по 15 июля, что позволяет учесть интересы всех категорий граждан, и не нарушает принцип равенства педагогических работников перед законом по признаку места жительства и не создает угрозу нарушения прав третьих лиц, имеющих право на бесплатное образование.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом о слушании дела.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения и определения суда не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд удовлетворяет полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает обязанность на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (часть 2 статьи 227 КАС РФ).
Таким образом, признание незаконным решения и действий должностного лица возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ложкин Н.Е. состоит на воинском учете с "Дата обезличена", до "Дата обезличена" года ему была предоставлена отсрочка на период обучения в ...
В настоящий момент призывник работает учителем ... в МБОУ " ... ".
Решением призывной комиссии МО МР "Сыктывдинский" от 01.11.2016 N 1 Ложкин Н.Е., "Дата обезличена" г.р., признан годным к военной службе с незначительными ограничениями по категории Б-4 и призван на военную службу. Ложкину Н.Е вручена повестка ... "Номер обезличен" о явке 27.11.2016 в отдел военного комиссариата Республики Коми по г.Сыктывкар и Сыктывдинскому району для отправки на военную службу.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу положений статьи 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря.
В соответствии Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Статьи 28 данного Закона предусматривает, что решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 25 вышеуказанного закона граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений, призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля.
Вместе с тем, на основании подпункта "а" указанной статьи граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 01 мая по 15 июля или с 01 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с Директивой Генерального штаба ВС РФ N 37 от 15.07.2004, в Республике Коми призыв граждан на военную службу осуществляется 1 раз в год с 01 ноября по 31 декабря.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, обоснованно исходил из того, что, поскольку Ложкин Н.Е. проживает в Республике Коми, то призыву на военную службу подлежал с 01 ноября по 31 декабря, независимо от того являлся ли он педагогическим работником образовательного учреждения либо нет.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку в силу изложенного отсутствуют основания для признания решения призывной комиссии незаконным, поскольку в рассматриваемом случае нарушений в части осуществления мероприятий, связанных с призывом на военную службу истца, не усматривается, таковые проведены в установленные законом сроки, в порядке, предусмотренном специальным законом, исходя из компетенции уполномоченных на то органов, и прав призывника не нарушают. Призыв Ложкина Н.Е. на военную службу в ноябре 2016 года не влияет на выполнение обязанностей военной службы и срок военной службы (ст. ст. 37 и 38 ФЗ N 53) и иных обязательных для исполнения норм закона, не ставит истца в неравное перед другими, обязанными пройти военную службу, гражданами и не повлекло нарушения его прав.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении процессуальных требований административного судопроизводства.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении принципа равенства педагогических работников перед законом по признаку места жительства несостоятельны, поскольку данные ограничения предусмотрены законом (подпунктом "в" пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ) и принятой во исполнение указанной нормы Директивой Генерального штаба ВС РФ N 37.
Также несостоятельны доводы апелляционной жалобы о нарушении прав учащихся в связи с прерыванием образовательного процесса, поскольку данные обстоятельства не являются юридически значимыми для рассматриваемых требований и, кроме того, образовательное учреждение при составлении учебного плана на текущий год должно учитывать требования ФЗ N 53-ФЗ, в том числе время призыва, при наличии в штате работников, из числа граждан подлежащих призыву на военную службу.
Приведенные в апелляционной жалобе ссылки на определения Конституционного суда РФ не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, поскольку в них даны суждения по иным правоотношениям, в том числе даже не связанных прохождением военной службы.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Кодекса административного судопроизводства РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда (часть 3 статьи 89 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Поскольку судом отказано в удовлетворении административного иска, принимая во внимание положения части 3 статьи 89 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд, рассматривая заявление представителя Военного комиссариата Республики Коми, счел возможным отменить принятые ранее меры предварительной защиты.
Судебная коллегия находит, что отмена мер предварительной защиты в рассматриваемом случае соответствует фактическим обстоятельствам дела и не противоречит требованиям закона.
Одновременно судебная коллегия учитывает отсутствие какой-либо необходимости в сохранении данных мер, поскольку решение призывной комиссии о призыве на военную службу Ложкина Н.Е. прекратило свое действие в связи с окончанием 31.12.2016 призывных мероприятий, в связи с чем данное решение не нарушает прав истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение и определение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьей 309, 316 Кодекс административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2016 года и определение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную и частную жалобы Ложкин Н.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.