Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 21 февраля 2017 г. по делу N 33а-59/2017
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Иванова В.В. и Тарабакина В.А.,
при секретаре судебного заседания Лапатиной В.Н.,
с участием административного истца Пантелеевой М.В. и её представителя Иванова В.М., представителя административных ответчиков - начальника Сибирского регионального центра МЧС России (далее - Центр) и комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований, проходящих военную службу в Сибирском региональном центре МЧС России и подведомственных ему учреждениях (далее - комиссия) - Сейкина А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя административных ответчиков - Центра и комиссии - Гладких Д.А. на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2016 года по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей войсковой части ... прапорщика в отставке Пантелеевой М.В. об оспаривании состоявшихся в отношении неё решений комиссии об отказе в принятии на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений и начальника Центра по его утверждению.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и подданных на неё возражений, объяснения представителя административных ответчиков Сейкина А.А., в поддержку обращения, административного истца Пантелеевой М.В. и её представителя Иванова В.М., возражавших против удовлетворения жалобы и просивших оставить решение суда без изменения, окружной военный суд
установил:
Пантелеева М.В., уволенная с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющая выслугу в календарном исчислении более 18 лет, 31 октября 2010 года исключена из списков личного состава войсковой части ...
В сентябре 2015 года она обратилась в комиссию с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принятии на соответствующий учёт.
08 июля 2016 года решением комиссии, оформленным протоколом N ... , утвержденным начальником Центра, в удовлетворении заявления ей отказано.
Будучи с этим несогласной, Пантелеева М.В. обратилась в суд и просила признать незаконными состоявшиеся в отношении неё решения комиссии и начальника Центра, обязав коллегиальный орган и должностное лицо их отменить и восстановить её на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений с 29 октября 2010 года.
По итогам разбирательства дела административный иск удовлетворён частично. Оспоренные решения комиссии и начальника Центра признаны незаконными с возложением на них обязанности по отмене таковых, а на коллегиальный орган, кроме того, о повторном рассмотрении заявления Пантелеевой М.В. по вопросу обеспечения жилым помещением.
В удовлетворении остальных требований отказано.
В апелляционном обращении представитель ответчиков Гладких Д.А., выражая несогласие с состоявшимся судебным актом, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца отказать полностью.
В обоснование этого представитель Гладких Д.А., ссылаясь на обстоятельства спора и отдельные нормы федерального законодательства, приводит доводы, сводящиеся к следующим утверждениям:
- представленная административным истцом незаверенная выписка из протокола N ... от 29 октября 2010 года жилищной комиссии войсковой части ... , в силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может служить доказательством по делу, однако суд на ней обосновал свой вывод о признании Пантелеевой М.В. с этой даты, нуждающейся в получении жилой площади;
- в приказе командира войсковой части ... от 29 октября 2010 года об исключении Пантелеевой М.В. из списков личного состава войсковой части 31 октября того же года отсутствует указание об оставлении её в списках лиц, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях. При этом суд оставил без внимания, что с соответствующей просьбой она обратилась через два дня после издания вышеназванного приказа;
- в соответствии с нормативными правовыми актами комиссия не является правопреемником ни жилищной комиссии войсковой части ... , ни Сибирского филиала Госэкспертизы МЧС РФ, ликвидированного в 2015 году. Передавалось ли вообще и кому жилищное дело Пантелеевой М.В. судом не исследовано. При этом данное дело в установленном порядке в Центр не поступало;
- более пяти лет административный истец судьбой своего жилищного дела не интересовалась, в том числе и при неполучении в установленные сроки какого-либо решения, связанного с постановкой (отказом) на жилищный учёт Госэкспертизой МЧС РФ;
- при принятии оспоренного решения комиссия руководствовалась представленными Пантелеевой М.В. документами, установленными определением Западно - Сибирского окружного военного суда от 24 мая 2016 года обстоятельствами, отсутствием у заявителя статуса военнослужащего и её жилищного дела в Центре.
В возражениях на апелляционное обращение административный истец Пантелеева М.В., опровергая изложенные в нём доводы, настаивает на законности и обоснованности обжалованного судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы окружной военный суд находит состоявшийся судебный акт подлежащим отмене на основании пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ, ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
Статьёй 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье 52 того же Кодекса с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (в ред. от 28.08.2015) утверждены Правила о порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно.
Пунктом 3 данных Правил определено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении он подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Закона у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются следующие документы:
а) копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и указанных паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), а также свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи, а для военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами;
в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления;
д) копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Инструкции по учёту нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, и предоставлению им жилых помещений по договорам социального найма и в собственность бесплатно, утверждённой приказом МЧС России от 11 апреля 2012 года N 228 (в ред. от 05.06.2015) (далее - Инструкция).
Таким образом, лицо, претендующее быть признанным нуждающимся в жилом помещении от органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, должен представить документы, подтверждающие как общие основания, предусмотренные статьи 51 ЖК РФ, так и специальные, определённые Законом, к числу которых относится наличие у гражданина статуса военнослужащего.
Как усматривается из подданного 03 сентября 2015 года Пантелеевой М.В. в комиссию заявления, она просила признать её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом в соответствии со статьёй 51 ЖК РФ, и принять на учёт для обеспечения жилым помещением в городе ... , приложив соответствующие документы.
Следовательно, она поставила вопрос об обеспечении её жильём после увольнения с военной службы по избранному постоянному месту жительства отличному от места прохождения военной службы, что и являлось предметом рассмотрения коллегиального органа.
Повторно, в соответствии с апелляционным определением Западно-Сибирского окружного военного суда от 24 мая 2016 года, комиссия, рассматривая обозначенное заявление Пантелеевой М.В., на основании пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ в связи с непредставлением документов, подтверждающих обладание ею на момент обращения статусом военнослужащего, отказала в постановке на учёт нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для признания неправомерными, состоявшихся в отношении административного ответчика решения комиссии и начальника Центра.
Обстоятельства же, связанные с признанием Пантелеевой М.В. 29 октября 2010 года жилищной комиссией войсковой части ... нуждающейся в жилой площади по месту прохождения ею военной службы (р.п. К ... , ... области) и восстановлении её в соответствующих списках с указанной даты, о чём она просила в заявленных требованиях и как пояснила в суде апелляционной инстанции, в чём она видит восстановление своих нарушенных жилищных прав, не были предметом рассмотрения на заседании комиссии.
Не колеблет данный вывод и утверждение Пантелеевой М.В. о том, что направленное ею в комиссию заявление о постановке на учёт нуждающихся в получении жилого помещения в городе ... было составлено по установленной форме, которая не предполагает просьбу о восстановлении в списках нуждающихся в жилье.
Кроме того, Пантелеева М.В. пояснила, что получила ответы на свои обращения от заместителя начальника Управления капитального строительства и эксплуатации основных фондов МЧС России Гл ... и первого заместителя начальника Центра Кр ... о том, что комиссия, с учётом представленных ею дополнительных документов (выписок из протоколов жилищной комиссии войсковой части ... от 29 октября 2010 года N ... и 15 апреля 2011 года N ... ), рассмотрит её заявление о восстановлении на учёте в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади с первоначальной даты постановки на учёт, и обратилась с соответствующим заявлением в комиссию, но оно до сих пор не рассмотрено.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о нахождении Пантелеевой М.В. с 29 октября 2010 года в списках лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, являются преждевременными. Данный вопрос, подлежит рассмотрению комиссией по соответствующему заявлению с учётом, представленных в подтверждение тому доказательств, а поэтому он не может быть рассмотрен и разрешён в рамках данного административного дела.
Что касается заявления Пантелеевой М.В. в комиссию о предоставлении жилищной субсидии, то по данному вопросу решение не принималось и соответствующие требование в суде не заявлялось.
При таких обстоятельствах отказ комиссии признать Пантелееву М.В. нуждающейся в жилом помещении и принять на учёт для обеспечения жилым помещением в городе ... и решение начальника Центра по утверждению указанного протокола, соответствует нормативным правовым актам и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В связи с тем, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения данного дела, вынесенный судебный акт в части признания незаконными и подлежащими отмене оспоренных решений комиссии и начальника Центра и возложении на коллегиальный орган обязанности о повторном рассмотрении заявления Пантелеевой М.В. по вопросу обеспечения жилым помещением подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 307, 309 - 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 14 ноября 2016 года по административному исковому заявлению Пантелеевой М.В. отменить в части признания незаконными оспоренных решений комиссии и начальника Центра и возложении обязанности по их отмене и повторном рассмотрении заявления Пантелеевой М.В. по вопросу обеспечения жилым помещением.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Пантелеевой М.В. требований отказать.
Председательствующий по делу Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.