Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя начальника территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах на постановление судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от 10 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Пудожского городского поселения,
установил:
по результатам рассмотрения в отношении администрации Пудожского городского поселения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, 10 января 2017 г. судьей Пудожского районного суда РК вынесено постановление о прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава вменяемого деяния.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление судьи заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах ( ... ) просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что согласно установленным по делу обстоятельствам в нарушение требований законодательства, возлагающих на орган местного самоуправления обязанности по организации в границах поселения водоотведения и благоустройства территории, привлекаемым к ответственности лицом не выполнены санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно положениям ст.ст.11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В силу требований п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения водоотведения относится к вопросам местного значения городского поселения.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением гражданина по вопросу слива неочищенных канализационных стоков на открытую местность в районе жилого дома N19 по ул.Энтузиастов в г.Пудоже должностным лицом административного органа 13 сентября 2016 г. вынесено определение о возбуждении в отношении администрации Пудожского городского поселения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По результатам проведения административного расследования 14 ноября 2016 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, согласно которому органом местного самоуправления допущено нарушение требований п.3.9 СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 16.07.2001, и пп.2.6 и 5.1 СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела были переданы на рассмотрение по подведомственности в Пудожский районный суд РК.
Подвергнув анализу представленные материалы, нормы КоАП РФ и положения законодательства, подлежащие применению к рассматриваемым правоотношениям, судья пришел к выводу о недоказанности факта нарушения администрацией Пудожского городского поселения действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и прекратил производство по делу в связи с отсутствием состава меняемого деяния.
Отраженное в имеющихся в материалах дела документах суждение должностного лица органа государственного санитарно-эпидемиологического надзора сводится к тому, что администрация Пудожского городского поселения в нарушение предоставленных законодательством полномочий не организовала в установленном порядке обслуживание сетей водоотведения жилых домов по ул.Энтузиастов в г.Пудоже, которые оборудованы централизованным водоснабжением и водоотведением, и бездействие органа местного самоуправления повлекло сброс неочищенных канализационных стоков на открытую местность жилой зоны.
Объектом противоправного деяния, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В данной статье заложен формальный состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны, которая может выражаться либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Административному органу при этом надлежит доказать факт нарушения привлекаемым к ответственности лицом конкретных положений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов либо невыполнения конкретных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, и с учетом положений ст.28.2 КоАП РФ указанные обстоятельства подлежат изложению в протоколе об административном правонарушении.
Согласно протоколу об административном правонарушении юридическому лицу вменено нарушение требований СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003, которые в связи с принятием СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N65, на момент выявления вменяемого правонарушения утратили силу.
Также органу местного самоуправления вменено нарушение п.3.9 упомянутых выше СП 2.1.5.1059-01 (для обеспечения безопасных условий водопользования населения на объектах и сооружениях, подверженных авариям, в том числе накопителях сточных вод, канализационных коллекторах и т.п., должны разрабатываться и осуществляться противоаварийные мероприятия, которые согласовываются органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации и утверждаются в установленном порядке).
Между тем в силу положений пп.1.1, 1.2 СП 2.1.5.1059-01 данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целей, а также определяют порядок контроля качества подземных вод. Требования Санитарных правил распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и лечебных целей.
Санитарные правила обязательны для соблюдения юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.3 СП 2.1.5.1059-01).
Исходя из правового регулирования общественных отношений в затронутой сфере применительно к признакам состава вменяемого органу местного самоуправления деяния и обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что привлекаемое к ответственности лицо не осуществляет эксплуатацию объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, положения п.3.9 СП 2.1.5.1059-01 в сложившейся ситуации применению не подлежат. Факт поломки канализационной насосной станции, повлекшей выход неочищенных канализационных стоков на открытую местность, равно как и сам сброс таких стоков, нарушение требований к санитарной охране подземных вод, предусмотренных п.3.9 СП 2.1.5.1059-01, не образуют.
Таким образом, учитывая установленные по делу конкретные обстоятельства и положения ст.ст.1.5, 2.1 и 6.3 КоАП РФ, считаю возможным согласиться с выводами судьи о недоказанности в данном случае наличия состава вменяемого органу местного самоуправления правонарушения, в связи с чем постановление судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Пудожского районного суда Республики Карелия от
10 января 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Пудожского городского поселения оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Судья Н.А.Колбасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.