Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Гудковой Г.В., Глушенко Н.О.
при секретаре Сосновской О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 15 ноября 2016 г. по иску Малицкой А. П. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии.
Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд с иском по тем основаниям, что решением ответчика ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа работы по осуществлению лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ответчик не включил в специальный стаж истицы периоды ее работы в должности врача-педиатра школы и медицинской сестры детского сада войсковой части N с 07.12.1998 по 31.03.1999; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.03.2005 по 22.04.2005, с 28.03.2010 по 13.05.2010, с 12.01.2015 по 26.02.2015; донорские дни с 08.12.1997 по 08.12.1997, с 25.07.2005 по 26.07.2005, с 09.10.2010 по 10.10.2010. С таким решением истица не согласна, уточнив заявленные требования, просила обязать ответчика включить период работы с 07.12.1998 по 31.03.1999 в специальный стаж в льготном порядке исчисления (1 год работы как 1 год и 03 месяца), иные спорные периоды - в специальный стаж в календарном порядке исчисления, назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29.07.2016.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал ГУ - Управление ПФР в г. Костомукша РК (межрайонное) включить Малицкой А.П. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном порядке исчисления (1 год работы как 1 год и 03 месяца) периоды работы в должности врача-педиатра школы и медицинской сестры детского сада войсковой части 2033 с 07.12.1998 по 31.03.1999; в календарном порядке исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 09.03.2005 по 22.04.2005, с 28.03.2010 по 13.05.2010, с 12.01.2015 по 26.02.2015; донорские дни с 08.12.1997 по 08.12.1997, с 25.07.2005 по 26.07.2005, с 09.10.2010 по 10.10.2010; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 29.07.2016. С ответчика в пользу истицы взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
С данным решением не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить в части включения в специальный стаж истицы в льготном порядке исчисления периода ее работы с 07.12.1998 по 31.03.1999 и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, истица в спорный период осуществляла свою трудовую деятельность в учреждениях, наименование и вид которых не включен в номенклатуру учреждений здравоохранения, кроме того должности врачей, медицинских сестер таких учреждений не поименованы и в Списках NN 464, 1066, 781.
Участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 23.06.2016 Малицкая А.П., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, обратилась в ГУ - Управление ПФР в г. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 30.06.2016 N в назначении указанной пенсии отказано по причине недостаточности требуемого стажа работы по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ответчик учел в специальный стаж истицы 24 года 01 месяц 10 дней, что менее требуемого 25 лет. В специальный стаж ответчик не учел обозначенные в иске спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, донорские дни, а также период ее работы в должности врача-педиатра школы и медицинской сестры детского сада войсковой части N.
Установив, что в период с 07.12.1998 по 31.03.1999 Малицкая А.П. работала в должностях врача-педиатра школы и медицинской сестры детского сада (по 0,25 ставки), открытых при войсковой части N, которая дислоцировалась в ( ... ), суд первой инстанции пришел к выводу о включении периода работы истицы с 07.12.1998 по 31.03.1999 в стаж работы, дающий право на назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в льготном порядке исчисления (работа в течение 1 года как 1 год и 03 месяца).
Вместе с тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Однако, ни действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 N 781, ни действовавшими ранее постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и постановлением Совета Министров РФ от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим врачами и медицинскими сестрами в школах, детских яслях, детских садах и детских комбинатах. Должности врачей и медицинских сестер таких учреждений в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не поименованы.
В номенклатуру учреждений здравоохранения школы, детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.
При рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции приняты во внимание пояснения истицы о том, что она работала в должностях врача-педиатра и медицинской сестры в медицинском пункте указанной выше войсковой части и в ее обязанности входило осуществление работы по обследованию граждан, проходивших военную службу на территории Республики Таджикистан, подготовка, проведение диспансерных осмотров, планирование, проведение лабораторных исследований и профилактических прививок военнослужащих и членов их семей.
Между тем, в нарушение положений ст. ст. 56, 59, 60 ГПК РФ, материалы дела не содержат отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Таким образом, спорный период работы истицы в должности врача-педиатра школы и медицинской сестры детского сада не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости (с учетом включенных судом в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и донорских дней), права на указанную пенсию у Малицкой А.П. на момент обращения в пенсионный орган (с 29.07.2016) не имеется.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы обоснованными, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене в части включения Малицкой А.П. в специальный стаж в льготном порядке исчисления периода с 07.12.1998 по 31.03.1999 и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 29.07.2016, с принятием в указанной части нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 15 ноября 2016 г. по настоящему делу отменить в части включения в специальный стаж Малицкой А.П. в льготном порядке исчисления периода ее работы в должности врача-педиатра школы и медицинской сестры детского сада войсковой части 2033 с 07.12.1998 по 31.03.1999, назначения досрочной страховой пенсии по старости с 29.07.2016. Принять в указанной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.