Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Переплесниной Е.М.,
судей Стракатовой З.Е., Савельевой Н.В.
при секретаре Кувшинове В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.12.2016 по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор Республики Карелия обратился в суд с иском к администрации Петрозаводского городского округа в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц с требованием о ликвидации несанкционированной свалки отходов. Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, процессуальное положение которого было заменено на соответчика.
Решением суда исковые требования удовлетворены. На администрацию Петрозаводского городского округа, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в лесной зоне, вдоль автомобильной дороги, ведущей от ул. Сулажгорская к Суоярвскому шоссе (район участка N 1 Сулажгорского кладбища).
С решением суда не согласны ответчики.
Администрация Петрозаводского городского округа в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на нее, ссылаясь на изменение действующего законодательства - передачу с 01.01.2016 соответствующих полномочий на органы государственной власти субъекта в лице Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, которое является надлежащим ответчиком по делу; расходы на выполнение данных мероприятий должны осуществляться за счет средств республиканского бюджета.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в своей апелляционной жалобе не согласно с решением суда, просит его отменить в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на министерство. Указывает, что при отсутствии таких условий, как: наличие регионального оператора, региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, территориальной схемы обращения с отходами, у министерства отсутствуют правовые и материально-технические возможности для ликвидации несанкционированных свалок. Полагает, что удовлетворение иска в отношении министерства приведет к невозможности исполнения решения суда; надлежащим ответчиком по делу считает администрацию Петрозаводского городского округа.
В возражениях на апелляционные жалобы Карельский межрайонный природоохранный прокурор указывает на несостоятельность их доводов, законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С., представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Черепова И.С. доводы своих апелляционных жалоб поддержали.
Прокурор Крылов Д.И. выразил согласие с принятым решением суда, возражал по доводам жалоб.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность судебного решения по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не нашла оснований для его отмены.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что на территории общего пользования Петрозаводского городского округа в лесной зоне вдоль автомобильной дороги, ведущей от ул. Сулажгорская к Суоярвскому шоссе, в районе участка N 1 Сулажгорского кладбища находится несанкционированная свалка отходов, географические координаты свалки С.Ш. 61° 48?19, 45 ? ; В.Д. 34°14?32,59 ? .
В силу п. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ).
Статья 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относит организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений (п. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015).
Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения также относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 15 ст. 5 Закона РК от 04.04.2016 N 2007-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов исполнительной власти РК, уполномоченных Правительством РК в области обращения с отходами.
В соответствии с подп. 107 п. 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства РК от 09.07.2013 N 216-П (в ред. от 01.11.2016), указанное Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
С учетом действующего правового регулирования и установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на территории общего пользования Петрозаводского городского округа как на Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, к полномочиям которого федеральным и региональным законодательством отнесено решение данного вопроса, так и на администрацию Петрозаводского городского округа, которая в силу того же законодательства не освобождена от обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
Выводы суда мотивированы, подробно изложены в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах и требованиях материального закона.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и иному толкованию приведенных выше норм права.
То обстоятельство, что пунктом 3 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления" предусмотрены переходные положения, согласно которым соглашение между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, указанное в пункте 6 статьи 24.6 настоящего Федерального закона, должно быть заключено не позднее 1 мая 2018 года, не влечет отсрочку исполнения названного Федерального закона, вступившего в законную силу 29.12.2016, либо возможность его неприменения судом.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалоб, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и мотивированно опровергнуты в судебном решении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 20.12.2016 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.