Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи
Душнюк Н.В.
судей
Савина А.И., Слиж Н.Ю.
при секретаре
Цереленко Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истицы на решение Пудожского районного суда РК от 11 ноября 2016 года по иску Скерло (Коваль) А. А. к администрации Пудожского муниципального района и Министерству образования РК о признании незаконным постановления администрации Пудожского муниципального района РК от 10.05.2016 N 203-П об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении, обязании включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Савина А.И., объяснения представителя истицы Копач Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истица обратилась в суд по тем основаниям, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ( ... ). Постановлением главы Авдеевского сельского поселения от ХХ.ХХ.ХХ N ей была выделена квартира в ( ... ). ХХ.ХХ.ХХ данная квартира была перераспределена другому лицу. В связи с этим ХХ.ХХ.ХХ истица обратилась в администрацию Пудожского муниципального района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в предоставленном жилом помещении, постановлением администрации Пудожского муниципального района РК от 10.05.2016 N 203-П ей было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Просила признать названное постановление незаконным и обязать включить ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взыскать расходы по госпошлине.
Суд в иске отказал.
С таким решением не согласна истица. В апелляционной жалобе ее представитель указывает, что факт обучения истицы в ( ... ) и постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до окончания учебного заведения установлены и не оспариваются. Выводы суда о бездействии истицы с момента выделения жилья и до окончания обучения не основаны на законе. Заключение договора социального найма в указанный период являлось не обязанностью, а правом истицы. Указывает, что суд не дал оценки противоправным действиям администрации Авдеевского сельского поселения, которая не уведомила истицу о необходимости в определенный срок заключить договор социального найма. Считает, что администрация Авдеевского сельского поселения в соответствии с действующим законодательством не могла в одностороннем порядке перераспределить предоставленное истице жилое помещение иным лицам. Указывает на отсутствие доказательств того, что истица знала о нарушении ее жилищных прав. Выводы суда о нежелании истицы проживать в выделенном ей жилом помещении и об ее добровольном отказе от заключения договора социального найма не соответствуют действительности. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В возражениях на жалобу ответчик администрация Пудожского муниципального района считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы поддержала доводы жалобы. Истица, представители ответчиков Администрации Пудожского муниципального района, Министерства социальной защиты, труда и занятости РК, Министерства образования РК, Комиссии по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении, представители третьих лиц администрации Авдеевского сельского поселения и органа опеки и попечительства администрации Пудожского муниципального района в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене в части в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Согласно п. 4 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой и попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С 01.01.2013 данная норма п. 1 ст. 81 указанного ФЗ предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы, ст. 1 названного ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции названного ФЗ) и ЖК РФ (в редакции названного ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного ФЗ.
Согласно пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии с постановлением Правительства РК от 19.03.2013 N 99-П "Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшимися без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения оодителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются" полномочиями по установлению факта невозможности проживания названной категории граждан в ранее занимаемых ими жилых помещений наделены органы местного самоуправления, которые формируют соответствующие комиссии. Для рассмотрения вопроса об установлении факта невозможности проживания лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет в орган местного самоуправления соответствующее заявление об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, а также необходимые документы. По результатам работы комиссии орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней обязан принять муниципальный правовой акт об установлении факта невозможности проживания, либо отказе в установлении такового факта.
По делу установлено, что истица относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. ( ... ) Истица с ХХ.ХХ.ХХ по настоящее время зарегистрирована в ( ... ).
В заявлении от ХХ.ХХ.ХХ истица указала, что в указанном жилом помещении проживала ( ... ). В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ проходила обучение ( ... ).
ХХ.ХХ.ХХ истица обратилась в администрацию Пудожского муниципального района с заявлением о разъяснении жилищных прав, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. По факту рассмотрения данного заявления истица была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, впоследствии было принято решение о предоставлении ей жилого помещения и предложено заключить договор социального найма.
ХХ.ХХ.ХХ истице администрацией района был направлен ответ о том, что закрепленное жилое помещение, находящееся в ( ... ) и в котором проживали родители истицы, находится в удовлетворительном состоянии, истице рекомендовано обратиться в администрацию Авдеевского сельского поселения для решения вопроса о заселении и постановки на учет.
ХХ.ХХ.ХХ на заседании жилищной комиссии при администрации Авдеевского сельского поселения было рассмотрено заявление Коваль А.А., по результатам которого было вынесено решение о постановке ее на учет на улучшение жилищных условий во вне очередном порядке по ( ... ), если же она по окончании учебного заведения вернется работать в ( ... ), то поставить на учет в ( ... ) по очереди. Также из протокола следует, что квартира в ( ... ), в которой Коваль А.А. проживала, была распределена Пудожским городским поселением.
ХХ.ХХ.ХХ истице было направлено извещение о результатах рассмотрения заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, номер очереди - 2.
ХХ.ХХ.ХХ на заседании жилищной комиссии вынесено решение о предоставлении истице муниципальной квартиры в ( ... ). С этого момента Коваль А.А. была снята с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
ХХ.ХХ.ХХ истице направлено извещение о выделении ей жилого помещения и предложено оформить договор социального найма. ХХ.ХХ.ХХ решением жилищной комиссии было вынесено решение о направлении повторного письма о необходимости заключения договора социального найма на предоставленную квартиру.
ХХ.ХХ.ХХ истице направлено извещение о необходимости оформления договора социального найма, в котором истица предупреждалась, что в случае непредоставления необходимых документов и незаключении договора социального найма, комиссия рассмотрит вопрос о предоставлении ей жилья меньшей площади. Данное письмо истицей получено не было.
Не дождавшись от истицы ответа, ХХ.ХХ.ХХ на заседании жилищной комиссии было вынесено решение о перераспределении предоставленной истице квартиры в порядке очередности ФИО., с которой заключен договор социального найма. В настоящее время на данную квартиру перезаключен договор социального найма с ФИО 1.
Узнав о том, что предоставленная ей квартира была перераспределена, истица ХХ.ХХ.ХХ обратилась в администрацию Пудожского муниципального района с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее предоставленном ей жилом помещении по адресу: ( ... ), т.к. в данной квартире проживают другие люди, с которыми заключен договор социального найма, какого-либо иного жилья она не имеет.
ХХ.ХХ.ХХ на заседании Комиссии Пудожского муниципального района по установлению факта невозможности проживания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, было принято решение об отказе Скерло (Коваль) А.А. в установлении данного факта по тем основаниям, что заявителем не подтверждены обстоятельства, предусмотренные п. 4.1 Положения о Комиссии, а также в связи с тем, что заявитель до достижения возраста 23 лет не встала на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем в настоящее время не имеет право на предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда.
10.05.2016 постановлением администрации Пудожского муниципального района РК N 203-П истице отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении по изложенным выше основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истица поставила вопрос об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении спустя более четырех лет с момента выделения ей жилого помещения, т.е. ХХ.ХХ.ХХ ( ( ... )). Суд указал, что, несмотря на неоднократные извещения, направляемые истице по указанному ею адресу, она в администрацию Авдеевского сельского поселения для заключения договора социального найма жилого помещения не явилась, о причинах своей неявки не сообщила, в связи с чем жилое помещение было перераспределено иным лицам.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
По делу установлено, что истица относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей. ХХ.ХХ.ХХ была поставлена на учет по улучшение жилищных условий в ( ... ). ХХ.ХХ.ХХ ей была предоставлена муниципальная квартира в ( ... ). С этого момента истица была снята с очереди в связи с улучшением жилищных условий.
Однако, ХХ.ХХ.ХХ предоставленная истице квартира была перераспределена другому лицу. Учитывая, что о данном факте истице стало известно только в ХХ.ХХ.ХХ, она правомерно поставила вопрос об установлении факта невозможности проживания в ранее предоставленном жилом помещении со ссылкой на проживание в предоставленном ей жилом помещении иных лиц и на отсутствие иного жилого помещения. В связи с перераспределением предоставленной истице квартиры ее права как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, остались нереализованными.
Из-за неполучения извещения от ХХ.ХХ.ХХ истица была лишена возможности своевременно обжаловать решение жилищной комиссии от ХХ.ХХ.ХХ о перераспределении предоставленной ей квартиры. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истица добровольно от своих прав на предоставленную ей квартиру не отказывалась.
В связи с этим ссылки на такое основание отказа в установлении факта невозможности проживания в предоставленной истице квартире как достижение возраста 23 лет и отсутствие постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, нельзя признать правомерными.
Отсутствие доказательств тому, что истица с ХХ.ХХ.ХХ знала о перераспределении квартиры, не позволяет признать законным постановление администрации Пудожского муниципального района РК от 10.05.2016 N 203-П "Об отказе установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении" со ссылкой на то, что истица до достижения 23 лет не встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В связи с изложенным, постановление администрации Пудожского муниципального района РК от 10.05.2016 N 203-П "Об отказе установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении" нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а вопрос повторному рассмотрению на Комиссии с учетом обстоятельств установленных настоящим апелляционным определением.
В части отказа в обязании включить истицу в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решение подлежит оставлению без изменения, поскольку данный вопрос подлежит разрешению в зависимости от результатов повторного рассмотрения заявления истицы об установлении факта невозможности проживания в предоставленной ей квартире.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда РК от 11 ноября 2016 года по настоящему делу отменить в части отказа в иске о признании постановления администрации Пудожского муниципального района РК от 10.05.2016 N 203-П "Об отказе установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом помещении".
Принять в этой части новое решение об удовлетворении иска. Признать постановление администрации Пудожского муниципального района РК от 10.05.2016 N 203-П незаконным.
Взыскать в пользу Скерло (Коваль) А. А. с администрации Пудожского муниципального района РК расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.