Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 февраля 2017 г. по делу N 33а-157/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 административного ответчика на решение Брянского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Брянск) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ЗРУЖО) об отказе в признании права на дополнительную площадь жилого помещения члена семьи.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО8, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, проходящий военную службу в распоряжении командира войсковой части N и подлежащий увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, был принят на жилищный учет в феврале 2009 года, на котором состоял с составом семьи четыре человека (он, супруга, двое сыновей).
Решением начальника отделения ЗРУЖО от 25 июля 2016 г. N ФИО8 отказано в удовлетворении заявления о внесении изменений в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - Единый реестр), связанных с правом его супруги ФИО5, являющейся судьей, на дополнительную площадь жилого помещения.
Полагая, что этим нарушаются его права, ФИО8 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать: это решение начальника отделения ЗРУЖО незаконным, а за его супругой - право на дополнительную жилую площадь жилого помещения в размере 20 кв.м., и обязать указанное должностное лицо произвести перерасчет жилищной субсидии с учетом данного обстоятельства.
Суд первой инстанции в удовлетворении административного искового заявления отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, считая судебное решение незаконным и необоснованным в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование этого, ссылаясь на положения ч. 4 ст. 5 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 49 ЖК РФ, п. 5 ст. 2, п. 1 ст. 15 и п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. N 2-П утверждает, что финансирование обеспечения жилыми помещениями как военнослужащих, так и судей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
По мнению автора жалобы, данное обстоятельство в совокупности с жилищной льготой, предоставленной федеральным законом судьям, является основанием для признания за его супругой права на дополнительную жилую площадь.
Полагает, что установленное п. 2 ст. 15.1 Закона положение о возможности увеличения размера общей площади жилого помещения только по одному предусмотренному законом основанию, свидетельствует о том, что право на дополнительную жилую площадь может быть определено не только этим Законом, но и иными правовыми нормами, к которым относится ст. 19 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Закона.
В силу п. 1 и 2 ст. 15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них.
Действительно, в силу п. 5 ст. 2 Закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей, к которым относятся их дети.
Однако эти и вышеприведенные нормативные положения свидетельствуют о том, что члены семей военнослужащих обладают правом лишь на те льготы и компенсации, которые установлены данным, а не иным правовым актом, а, следовательно, льгота, связанная с обеспечением дополнительной общей площадью жилого помещения, может быть реализована лишь в отношении лиц, относящихся к категориям, перечисленным в п. 2 ст. 15.1 Закона.
Как усматривается из материалов дела, ФИО8 и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях с февраля 2009 года. При этом его супруга - ФИО5 с марта 2009 года работает судьей Унечского районного суда Брянской области и на жилищном учете не состоит.
В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений этой статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 10 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", под необходимостью улучшения жилищных условий судьи следует понимать необеспеченность судьи жилой площадью по социальным нормам, установленным для данной местности, или проживание судьи в коммунальной квартире.
По смыслу приведенных норм обеспечение судьи жилыми помещениями зависит от признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством, как судьи, а не члена семьи лица, обеспечиваемого жильем в соответствии со специальными правовыми нормами, и осуществляется теми органами, которые прямо названы в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Следовательно, право судьи на дополнительную жилую площадь может быть реализовано только в этом же порядке, а не в соответствии с другим законодательным актом, в том числе Законом, который, как указано выше такой льготы ни для военнослужащих, ни для членов их семей не предусматривает.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что финансирование обеспечения жилыми помещениями как военнослужащих, так и судей осуществляется за счет средств федерального бюджета не в полной мере соответствует закону.
Как следует из п. 1 ст. 15 Закона обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется, хотя и за счет федерального бюджета, но федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, то есть средств, направленных на эти цели указанным ведомствам.
Вместе с тем, согласно ст. 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", судьи обеспечиваются жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2008 г. N 192 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями" ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц.
Из Положения о порядке признания судей нуждающимися в улучшении жилищных условий, обеспечения жилыми помещениями и снятия их с учета, утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 122, следует, что обеспечение судей дополнительной жилой площадью осуществляется исключительно в порядке, установленном для судей Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на то, что федеральный бюджет является источником финансирования обеспечения жилыми помещениями, как военнослужащих, так и судей Российской Федерации, реализация специальных жилищных программ, в том числе и по льготному обеспечению жильем отдельных категорий граждан, зависит от того, в соответствии с каким нормативным правовым актом, на какие цели и какому государственному органу направлены соответствующие бюджетные ассигнования.
В связи с этим обеспечение жилыми помещениями судей Российской Федерации с учетом предоставленных им льгот не может происходить в соответствии с законодательством о статусе военнослужащих и наоборот.
Более того, как установлено судом первой инстанции, ФИО8 просил обеспечить его и членов его семьи жильем в форме жилищной субсидии, предоставив таковую с учетом права его супруги на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв.м.
В соответствии с п. 3 и 5 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 (далее - Правила), норматив общей площади жилого помещения устанавливается на семью из 3 и более человек в размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 и 4 Правил, увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного п. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям учитывается право по одному из них.
Из приведенных нормативных положений следует, что при расчете жилищной субсидии учитываются исключительно льготы, предоставленные военнослужащим п. 2 ст. 15.1 Закона, и то, в конкретном размере, и никакая иная дополнительная площадь жилого помещения, тем более предусмотренная иными нормативными актами, во внимание не принимается и в расчет не включается.
При таких объективных данных, производство перерасчета жилищной субсидии с учетом права супруги административного истца на дополнительную жилую площадь, является переложением обязанности предоставить судье квартиру с полномочных государственных органов на военное ведомство, что не может быть признано соответствующим законодательству о статусе, как судей, так и военнослужащих.
Следовательно, оспариваемое решение начальника отделения ЗРУЖО об отказе в удовлетворении заявления ФИО8 о внесении изменений в Единый реестр, связанных с правом его супруги на дополнительную площадь жилого помещения не нарушает права административного истца и членов его семьи, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного искового заявления является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - основанными на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 9 ноября 2016 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.