Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 02 марта 2017 г. по делу N 33а-250/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел) - ФИО5 на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2016 года, согласно которому частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования (далее - Военный университет) майора ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела, связанных с отказом во включении в списки лиц, нуждающихся в предоставлении служебного жилого помещения, членов семьи военнослужащего.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, решением начальника 1 отдела от 15 сентября 2016 г. N ФИО1 со 2 сентября 2016 г. включен в список военнослужащих, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы в г. Москве. Этим же решением ФИО1 отказано во включении в указанный список его супруги и дочери, поскольку факт их прибытия к новому месту службы совместно с военнослужащим не подтвержден.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным отказ начальника 1 отдела, обязать включить членов его семьи в список на предоставление служебного жилого помещения, а также взыскать в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление ФИО1 удовлетворил частично, обязав указанное должностное лицо повторно рассмотреть вопрос о включении в названные списки, а также взыскал судебные расходы в пользу истца 300 руб., а в удовлетворении требований о возложении обязанности на начальника 1 отдела включить членов его семьи в списки на предоставление служебных жилых помещений отказал.
В апелляционной жалобе представитель начальника 1 отдела, выражая несогласие с судебным решением в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование апелляционной жалобы, приводя содержание ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1, 2 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утверждает, что представленные ФИО1 документы свидетельствуют о регистрации членов его семьи и самого истца в г. Пензе.
Ссылаясь на п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, полагает, что представленные ФИО1 документы не подтверждают факт прибытия членов его семьи в г. Москву.
По мнению автора жалобы, судом в качестве подтверждения факта прибытия членов семьи истца приняты документы, представление которых не предусмотрено нормативным правовым актом, а также договор найма жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Действительно, в силу п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция) для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются, в том числе копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов).
По смыслу этой нормы документы, представляемые в жилищный орган должны подтверждать факт прибытия военнослужащих и членов их семей к новому месту военной службы. При этом такой факт может подтверждаться, как отметкой в паспорте о регистрации по месту жительства, так и другими оформленными в установленном порядке документами, свидетельствующими о законном нахождении указанных лиц по конкретному адресу, в том числе по адресу воинской части, в населенном пункте, в котором военнослужащий проходит военную службу, либо в близлежащем к нему населенном пункте.
В противном случае члены семьи военнослужащего, не имеющие паспортов, не подлежали бы жилищному учету ввиду отсутствия такого документа с данными о регистрации по месту жительства.
Более того, данный подход противоречит решению начальника 1 отдела от 15 сентября 2016 г. о включении административного истца в список на предоставление служебных жилых помещений, поскольку в предоставленном им в отдел паспорте также отсутствуют данные о регистрации по месту жительства в г. Москве.
Согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее - Правила), на которые ссылается в жалобе представитель административного ответчика, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, в том числе жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В силу п. 23 Правил военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с п. 106 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденного приказом Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 г. N 288 при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Согласно п. 55 - 56 и 59 - 60 Административного регламента гражданин, прибывший для временного проживания в жилое помещение, не являющееся его местом жительства, на срок свыше 90 дней, до истечения указанного срока обращается с заявлением о регистрации по месту пребывания по установленной этим регламентом форме к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а при их отсутствии - к собственнику жилого помещения.
Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства. Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений.
Оформленное свидетельство о регистрации по месту пребывания (форма N 3 - приложение N 9 к Административному регламенту) подписывается начальником органа регистрационного учета, а в его отсутствие лицом, исполняющим его обязанности, и скрепляется печатью, применяемой для оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Указанное свидетельство и документ, удостоверяющий личность, не позднее дня, следующего за днем оформления, передаются лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, для последующей их передачи зарегистрированным гражданам либо непосредственно выдаются данным гражданам.
Как видно из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, ФИО1 приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2016 г. зачислен на первый курс очного обучения в Военный университет и назначен на должность слушателя.
Следовательно, местом службы административного истца является Военный университет, дислоцированный в г. Москве по адресу: ул. Большая Садовая, д. 14.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и члены его семьи зарегистрированы по месту пребывания по указанному адресу с 15 сентября 2016 г. по 1 августа 2018 г.
Как следует из сообщения о предлагаемом жилом помещении от 19 сентября 2016 г. N ФИО1 на состав семьи один человек предложено жилое помещение в виде одной комнаты в общежитии, расположенной по адресу: "адрес"
Таким образом, руководствуясь п. 3 Правил, следует признать, что предлагаемое ФИО1 жилое помещение расположено не по месту дислокации воинской части, в которой он зарегистрирован, то есть Военного университета, так и это жилище являются не местом его жительства, а местом пребывания.
Из изложенного следует, что регистрация ФИО1 и всех членов его семьи по месту пребывания была произведена компетентными органами в установленном порядке на срок, указанный в справках, выданных в один и тот же день - 31 августа 2016 г. ( N и N) в Военном университете.
Сохранение у ФИО1 и членов его семьи регистрации по месту жительства в г. Пензе объясняется вышеприведенными положениями п. 56 Административного регламента.
При таких данных следует признать, что факт прибытия членов семьи ФИО1 к его месту службы в г. Москве был надлежащим образом подтвержден.
Вопреки утверждению в апелляционной жалобе, в совокупности с вышеуказанными документами, договор найма двухкомнатной квартиры N 30, расположенной в "адрес" от 11 августа 2016 г., также является подтверждением прибытия ФИО1 и членов его семьи к новому месту военной службы административного истца.
Таким образом, признавая решение суда первой инстанции по существу правильным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 17 ноября 2016 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.