Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 марта 2017 г. по делу N 33а-338/2017
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО3, ФИО6,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление) ФИО5 на решение Тульского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 года, которым удовлетворено административное исковое заявление капитана юстиции запаса ФИО1 об оспаривании действий заместителя начальника управления, связанных с отказом в предоставлении денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащего.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 в период с августа 2004 года по ноябрь 2014 года проходил военную службу и был включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N административный истец в связи с организационно-штатными мероприятиями уволен с военной службы и приказом руководителя военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации (далее - отдел) по Волгоградскому гарнизону от 24 ноября того же года исключен из списков личного состава воинской части.
3 сентября 2016 г. ФИО1 обратился к руководителю отдела с рапортом о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на его именном накопительном счете.
Решением заместителя начальника управления от 12 октября 2016 г. документы административного истца были возвращены руководителю отдела в связи с невыполнения требований пунктов 62-66 Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N (далее - Порядок).
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором, оспаривая вышеупомянутое решение заместителя начальника управления, просил признать его незаконным, обязать начальника управления его отменить и повторно рассмотреть вопрос о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащего.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель управления, выражая несогласие с решением суда, считая его незаконным, немотивированным, принятым с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что право ФИО1 на обращение с рапортом о выплате ему дополнительных денежных средств возникло после издания приказа об увольнении его с военной службы, но до исключения из списков личного состава, а именно 30 октября 2014 г.
Приводя положения Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения и Порядка, автор жалобы обращает внимание на то, что денежные средства, дополняющие накопления, могут быть выплачены только участнику накопительно-ипотечной системы и членам его семьи, являющимися гражданами Российской Федерации и имеющими регистрацию по месту жительства или пребывания в Российской Федерации.
Отмечает, что вопреки положениям подп. "в" п. 63 Порядка административный истец к рапорту о выплате дополнительных денежных средств приложил копии свидетельств о рождении детей без отметки о регистрации их по месту жительства или пребывания.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон) право на выплату денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтённые на именном накопительном счёте участника накопительно-ипотечной системы (далее - НИС), возникает, в частности, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащего - участника НИС, общая продолжительность военной службы которого составляет от 10 до 20 лет.
В соответствии с п. 6 Правил выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. N 686 (далее - Правила) выплата дополнительных средств производится заинтересованным федеральным органом в 3-месячный срок со дня поступления соответствующего заявления (рапорта) участника накопительно-ипотечной системы или члена его семьи к которому прилагаются, в частности, копии паспорта гражданина Российской Федерации всех членов семьи и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста.
Как усматривается из положений п. 7 Правил, в редакции, действовавшей на момент увольнения ФИО1 с военной службы и обращения за спорной выплатой, заявление (рапорт) о выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, подается военнослужащим до его исключения из списков личного состава воинской части.
Согласно редакции этого пункта Правил, вступившей в силу 25 ноября 2016 г., указанное заявление (рапорт) участник накопительно-ипотечной системы или член его семьи подает в 3-месячный срок со дня исключения участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части.
При этом в соответствии с п. 9 Правил (п. 69 Порядка), основаниями для отказа в выплате дополнительных средств являются непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 6 (п. 63 Порядка) настоящих Правил и недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Согласно п. 10 Правил, повторное обращение участника НИС или члена его семьи с заявлением (рапортом) о выплате дополнительных средств допускается после устранения причин, послуживших основанием для отказа в их выплате.
Согласно и п. 62 и 63 Порядка после издания приказа об увольнении с военной службы участник НИС подает рапорт (заявление) через воинскую часть (ответственное должностное лицо) в региональное управление жилищного обеспечения на получение дополнительных денежных средств, к которому прилагаются, в том числе выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (подп. "а"), копии паспорта гражданина Российской Федерации и всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (подп. "в").
В соответствии с п. 64 Правил в рапорте (заявлении) о выплате дополнительных денежных средств участник НИС (член его семьи) указывает, в том числе сведения о том, что получатель дополнительных денежных средств (член его семьи) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Законом.
Требование о предоставлении выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах, а также из домовой книги и копия финансового лицевого счета по месту жительства существовало в редакции Правил, действовавшей до 25 ноября 2016 г.
Как следует из материалов дела и документов, представленных истцом суду апелляционной инстанции, ФИО1 впервые обратился за спорной выплатой в июле 2015 года.
Следовательно, на момент подачи этого заявления и приложенных к нему документов основанием для отказа в выплате истцу денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, могли явиться сведения о том, что он (член его семьи) являлись нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения.
Из представленных ФИО1, в том числе в суд апелляционной инстанции, доказательств, в числе которых выписки из ЕГРП и паспорт гражданина Российской Федерации, видно, что он с 5 марта 2013 г. не является собственником жилых помещений, а с 13 января 2015 г. зарегистрирован по месту жительства в г. Туле. Также собственниками жилья не являлись и не являются его дети. Указанных данных в отношении супруги в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
Как указано выше, на настоящий момент Закон и Правила требований о предоставлении таких сведений не содержат.
Таким образом, заявление (рапорт) ФИО1, а также приложенные к нему документы подлежали правовой оценке, исходя из нормативных положений законодательства, действовавшего на момент их подачи и принятия по ним решения.
Судом установлено, что основанием отказа в предоставлении денежных средств явилось несвоевременное обращение ФИО1 за их выплатой, а также непредставление им свидетельств о регистрации его детей по месту жительства. На эти же нарушения указывается и в апелляционной жалобе представителя административного ответчика.
Вместе с тем, как правильно установилсуд первой инстанции, пропуск срока для подачи заявления (рапорта) законодательством и нормативными правовыми актами не установлен в качестве основания для отказа в выплате денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащего, в связи с чем несоблюдение срока обращения за выплатой денежных средств, дополняющих накопления, не свидетельствует об утрате участником НИС права на их получение.
Данный вывод также подтверждается положениями п. 10 Правил, предусматривающими возможность повторного обращения участника НИС с рапортом (заявлением) о выплате указанных денежных средств после устранения причин, послуживших основанием для отказа в их выплате.
Судебная коллегия соглашается и с выводом суда первой инстанции о том, что Правилами и Порядком не предусматривается обязанность предоставления свидетельств о регистрации детей по месту жительства или пребывания.
Кроме того, вопреки утверждению в апелляционной жалобе, законодатель не связывает право на получение денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения военнослужащего, с наличием у членов семьи военнослужащего гражданства определённого государства, а форма бланка свидетельства о рождении, утвержденная приказом Министерства юстиции России от 25 июня 2014 г. N 142, не предусматривает возможности проставления на нём отметок о регистрации лица по месту его жительства или пребывания.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований для отмены проверяемого судебного постановления, в связи с чем жалоба представителя управления по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Тульского гарнизонного военного суда от 14 декабря 2016 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.